ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА

Успенский храм был грандиозным для своего времени архитектурным сооружением. Церковь была видна не только с любого конца Чернигова, но и из окрестных сёл. Он представлял собой крестовокупольный, 6-столпный храм с 3 апсидами. По архитектуре и по внутренней конструкции он был схож с Успенским храмом Печерского монастыря в Киеве.

.

D:\chernigov-2.jpg

Успенский храм. Западный фасад. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/chernigov-uspenskiy-sobor-eletskogo-monastyirya/. Фото без изменений

.

Основываясь на археологических изысканиях, советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко (умер в 1978 году) считал, что с трёх сторон – северной, южной и западной, перед каждым входом в храм, в древности, вероятно, были устроены притворы тамбурного типа, а советский историк архитектуры, археолог Павел Александрович Раппопорт (умер в 1988 году) галереи.

http://rusarch.ru/syty1.files/image004.jpg

Планы Успенского храма: І – по Н.В. Холостенку; ІІ – по А.А. Карнабеду. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Размеры Успенского храма без галерей составляли: длина 29,6 метра, ширина 19,2 метра, высота до вершины купола 26,3 метра, азимут 86°. Подбарабанное кольцо и барабан имеют в плане слегка овальную форму, так как размер подкупольного пространства вдоль храма 6,9 метра, а поперёк6,2 метра. Из-за дальнейших реконструкций собора окончательно не выяснено, сколько первоначально глав венчало храм – единственная массивная глава согласно выводам российского, советского историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского (умер в 1942 году), П.А. Раппопорта, советского, украинского краеведа, историка архитектуры, архитектора Григория Никоновича Логвина (умер в 2001 году), или три, согласно Н.В. Холостенку и историку архитектуры Юрию Сергеевичу Асееву (умер в 2005 году). Таким образом, вопрос о количестве глав на Успенской храме в древности остаётся дискуссионным.

Фундаменты стен храма заложены в котлован, со дна которого впущены рвы глубиной 1,6 метра. Рвы заполнены каменным бутом (плитняк пластины природного камня), выше них выведен цоколь из массивных тесаных блоков песчаника на цемяночном растворе. В основании фундаментов имеются следы деревянных лежней. Сверху фундамент покрыт слоем раствора, который слегка выступает наружу и закрывает края котлована. Ширина фундамента равна ширине стен. Сетка фундаментов включает заложенные на уровне рвов внутренние ленточные: два продольных, уложенных в направлении с востока на запад, под пилястры и пилоны; и один поперечный – под стенку между нефом и нартексом. Поверх фундамента по всему периметру храма также уложены деревянные лежни и выведен цоколь из квадров тёсаного камня. Под пилястрами и полуколоннами в фундаменте и цоколе сделаны прямоугольные раскреповки. Фундаменты галерей исполнены в такой же технике, их глубина 1 метр. Фундамент северной галереи был перевязан с фундаментом храма, а фундамент западного притвора приложен встык. Вокруг храма была устроена отмостка: у западного фасадаиз шиферных плит, с остальных сторониз мелких камней пролитых раствором.

Успенский храм, это одна из первых на Руси церквей, при строительстве которых применялась равнослойная техника кладки («opus isodus»). Наружные поверхности стен выведены преимущественно ложковой кладкой с подрезкой швов; забутовка – из нерегулярной кладки с использованием кирпичного бута и камня.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Полуколонна северного фасада. Демонстрационный зондаж. Фото 2014 года. Автор – О.М. Иоаннисян. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Формат кирпича-плинфы 3536 × 2628 × 2,23 см, хотя встречаются и более узкие. В арках и подкупольных столбах использована более толстая плинфа – 4-4,5 см. Вся плинфа хорошего обжига, светло-жёлтого цвета. Фигурная плинфа различных форм использовалась для декоративных элементов: аркатурный пояс и карниз, оформления порталов, кладка лицевой поверхности апсид. На поверхности плинфы имеются знаки на торцах и метки на постельной стороне. По предположению Н.В. Холостенка, с производством плинфы связан гончарный горн, исследованный в 1951 году советским историком и археологом Владимиром Андреевичем Богусевичем. Для кладки применялся известково-цемяночный раствор. Толщина швов раствора 2,2-2,7 см. В кладке обнаружены пустоты от сгнивших деревянных связей, проходивших в несколько ярусов по всему периметру храма, а также соединяя между собой стены и столбы. Своды храма сложены толщиной в 1 плинфу, а подпружные аркив 2 плинфы. Кладка храма характеризуется очень высоким качеством выполнения работархитектурные детали имеют практически одинаковые размеры, очень хорошо выполнены криволинейные поверхности абсид и подкупольного барабана, арочные перемычки окон.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Окно первого яруса на западном фасаде. Демонстрационный зондаж. Фото 2016 года. Автор – А.А. Логинова (укр. А.О. Логинова). Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки, разбитой полосами белого раствора на квадрыимитация кладки из камня.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Участок первичного оформления стены XII века с имитацией квадров. Расчистка на чердаке южной пристройки ХVІІ века. Источник – Креслення Успенського собору в Чернігові // Архів Українського державного науково-дослідного та проектного інституту «УкрНДІпроектреставрація». Фонд зберігання 620. Успенський собор. Фото без изменений

.

Для устройства карнизов на фасадах храма использованы шиферные (пирофиллитовые) плиты.

Успенскому храму характерно сочетание византийского силуэта с романскими архитектурными элементамитак же, как и в Борисоглебском храме. Северный и южный фасады расчленены плоскими пилястрами с массивными полуколоннами диаметром 90 см. Капители полуколонн простой трапециевидной формы. Пилястры на западном фасаде таких полуколонн не имеют, отсутствуют они и на угловых пилястрах. Западные угловые пилястры двухуступчатые, восточные – двухуступчатые на боковых фасадах и без раскреповки на восточном.

Коробовые своды центрального нефа и трансепта в виде закомар выходят на фасады. Угловые части боковых нефов также выходят закомарами на северном и южном фасадах.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\0_b575f_c0e597fe_XL.JPG

Северный фасад Успенского храма. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/chernigov-uspenskiy-sobor-eletskogo-monastyirya/. Фото без изменений

.

Апсиды имеют конховое перекрытие. Боковые апсиды существенно понижены относительно центральной, поскольку их высота ограничена уровнем пят коробовых сводов восточных частей боковых нефов. Плоскость апсид расчленена узкими полуколонками (тягами). В центральной апсиде два яруса окон.

На восточном и западном фасадах по углам устроены псевдозакомары. В поле псевдозакомар устроено по три малые ниши, в которых обнаружены следы фресковой росписи. Центральное прясло на фасадах, повышенное относительно боковых, подчёркивая вертикаль композиции. Два яруса окон расположены в пряслах стен, третий – в люнетах закомар. Полуциркульные оконные проёмы уступчатые, что придавало церкви черты романской архитектуры.

http://rusarch.ru/syty1.files/image005.jpg

Успенский храм: І – план; ІІ – реконструкция внешнего вида, Ю.Н. Сытый, О.Н. Бондарь. Источник – https://architectstyle.livejournal.com/373613.html. Фото без изменений

.

Ниже пят закомар вдоль фасадов проходит бордюр из прямоугольных плиток, а под ним – аркатурный пояс. Подобный пояс, но меньшего масштаба, проходит и по карнизу апсиды и центральному барабану.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Аркатурный пояс на западном фасаде. Демонстрационный зондаж. Фото 2016 года. Автор – А.А. Логинова (укр. А.О. Логинова). Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема аркатурного пояса по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Черниговские каменные княжеские терема XI в. // Архитектурное наследство. – 1963. – Вып. 15. – С. 17. – Рис. 31: 1. Фото без изменений

.

Арочные порталы имеют двухуступчатое обрамление. Прямоугольные дверные проёмы ограничивались сверху перемычкой из шиферной плиты. Тимпаны над ними были сложены из кирпича-плинфы, оштукатурены и декорированы росписью. Двери в порталах установлены на подпятники.

Таким образом, наружный декор храма отличался строгостью. Все приведённые выше архитектурные приёмы делали фасады Успенского храма чёткими, строгими и в то же время очень торжественными.

С севера, с запада и с юга храм окружали галереи. Они не сохранились, археологически остатки северной и западной исследовались Н.В. Холостенком в 1948 году, археологом и краеведом Александром Владимировичем Шекуном (укр. Олександр Володимирович Шекун), украинским архитектором, искусствоведом, краеведом Андреем Антоновичем Карнабедом (укр. Андрій Антонович Карнабіда) в 1981, 1983, 1990 годах. От галерей уцелели фундаменты, участок пола из керамических поливных плиток. Высота галерей доходила почти до половины стен храма. На углах галерей были плоские пилястры, а их порталы также были оформлены уступами. Таким образом, низкие галереи, карнизы стен, закомары и, наконец, глава создавали в древности храму пирамидальный силуэт.

С декорацией Успенского храма И.В. Моргилевский и Ю.C. Асеев связывали найденную в 1857 году в Борисоглебском соборе так называемую «черниговскую» белокаменную резную капитель. Большинство же исследователей не соглашаются с этим предположением.

До монгольского нашествия, согласно церковному учёному писателю, архимандриту Елецкого Успенского монастыря Иоанникию Галятовскому (укр. Йоаникій Ґалятовський, польск. Joannicjusz Galatowski, умер в 1688 году), кровля храма была свинцовой. Как он отметил в своём труде: «Перед Батыевым нападением церковь Елецка оловянными таблицами (плитками) была покрыта, ещё и ныне, люди ходя возле церкви, ищут в песке олово и куски большие находят, другие находили в песке большие таблицы оловянные, которыми церковь была покрыта».

Интерьер Успенского храма представляет собой зальный тип и восходит к образцу Успенского храма Киево-Печерского монастыря. Центральный неф почти вдвое шире боковых, поэтому облик интерьера храма полностью определяется открытым пространством подкупольного квадрата, которое ярко освещено окнами барабана и 2 рядами окон центральных прясел боковых фасадов. Подкупольное пространство образуют восточная и средняя пара крестовых столбов, на внутренних стенах им соответствуют лизены (лопатки).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План храма по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Восстановление и изучение архитектурных памятников Чернигова // Строительство и архитектура. – 1969. – № 4. – С. 39. Фото без изменений

.

Столбы восточной пары фактически являются утолщёнными торцами стен между нефами, а западная пара – утолщением стен нартекса. В межапсидных стенах, прилегающих к восточным пилонам, есть узкие проходы, через которые апсиды соединяются между собой. Восточная и средняя пара пилонов соединены арками в два переката. Объём подкупольного креста также выделен не только большими параметрами его ветвей, но и композиционно, что подчёркнуто крестчатой формой столбов и соответствующих им лизен.

В основе сводов и парусах отмечено наличие голосников. Подбанное кольцо центрального барабана имеет приближённую к овалу форму. Главная баня, внутренний диаметр около 6,5 метров, опирается на 12-оконный барабан.

D:\htmlconvd-FiPMAz29x1.jpg

Успенский храм. Продольный разрез по центральному нефу и план храма. Реконструкция Н.В. Холостенка. Источник – https://arheologija.ru/chernigov-uspenskiy-sobor-eletskogo-monastyirya/. Фото без изменений

.

Центральный неф и трансепт храма перекрыты коробовыми сводами, которые образуют пространственный крест и завершаются на фасадах закомарами. Угловые части боковых нефов также перекрыты коробовыми сводами, расположенными по оси север – юг. Они выходят закомарами на северном и южном фасадах.

Чётко выраженный нартекс храма почти полностью изолирован от основного объёма храма и соединяется с ним только аркой по оси центрального нефа. Центральная часть нартекса перекрыта цилиндрическим сводом, а южная и северная его частикрестовыми сводами.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Свод южной части нартекса. Фото 2016 года. Автор – Е.Е. Черненко. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

В южной части нартекса устроена миниатюрная капелла с нишей-апсидой в восточной стене, обычно фигурирует в литературе как «крещальня». В южной стене капеллы – ниша-аркосолий. Алтарная ниша капеллы выступает полукруглой апсидой в южном нефе храма.

D:\05.jpg

Апсида капеллы-крещальни. Источник – https://inok.info/monasteries/74/?lang=ru. Фото без изменений

.

Выступающая апсида оформлена экстерьерной декорацией в виде покрытия конхи, по её карнизу проходит аркатурный пояс с поребриком, который сохранил остатки декоративной росписи.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Аркатурный пояс и кладка апсиды капеллы-крещальни. Фото 2016 года. Автор – Р.М. Луценко. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Изначально, вход в капеллу-крещальню из основного объёма нартекса проходил через миниатюрную тройную аркаду, опиравшуюся на две вспомогательные опоры. Аркада была разрушена в ХХ веке, известная по описаниям И.В. Моргилевского. В северной части нартекса также имеется ниша-аркосолий. Архимандрит Иоанникий (Галятовский) в своём труде сообщает, что до середины XVII века в обеих аркосолиях нартекса находились остатки каменных саркофагов, по другой информации – гробницы из красного шифера (пирофиллита).

Над нартексом находятся хоры. На них из северного нефа ведёт помещённая в толще северной стены лестница. Ширина этого прохода 70 см, перекрыт плитами красного шифера. Через проём с двумя арками, опирающимися на центральный столп, хоры открываются в центральный неф. С южной стороны к хорам примыкает небольшая капелла-молельня.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Интерьер капеллы-молельни на хорах. Вид на северо-восток. Фото 2016 года. Автор – Е.Е. Черненко. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

В толще восточной стены молельня имеет нишу-апсиду и жертвенник. В апсиде есть окошко, раскрывающееся в сторону южного нефа. Капелла-молельня сообщается с хорами через портал в западной стене. Своды угловых членений хоров ныне – цилиндрические. Однако над капеллой имеются основания парусов, свидетельствующие, что здесь некогда располагался купол. На этом основании Н.В. Холостенко пришёл к выводу, что в древности храм был трёхглавым: кроме центральной главы, он имел две меньшие над хорами. В то же время паруса над капеллой могли поддерживать купол без барабана, в таком случае предположение о боковых главах храма отпадает.

Спокойствие и простота архитектурных форм, нерасчленённость и слитность основного пространства, и соподчинённость боковых объёмов создают внушительный и уравновешенный внутренний облик Успенского храма.

От древней отделки интерьера Успенского храма практически ничего не сохранилось. Однако в ходе исследований выяснилось, что его интерьер имел богатую декорацию. В подкупольном пространстве археологами обнаружено большое количество обломков разноцветных стёкол с росписью, и разной формы: круглых, треугольных, шестиугольных и прочих. Вместе с ними встречаются фрагменты креплений из красной меди, возможно являющиеся остатками древних разноцветных витражей или, по крайней мере, цветного остекления.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Витражное стекло по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Древнерусские витражи // Декоративное искусство в СССР. – 1963. – № 8. – С. 36. – Табл. 1. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Витражное стекло по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Древнерусские витражи // Декоративное искусство в СССР. – 1963. – № 8. – С. 37. – Табл. 3. Фото без изменений

.

Первоначальный пол храма находился на 40-50 см ниже современного. В центральном нефе и трансепте пол был устроен из поливных (глазурованных) керамических плиток – зелёных, жёлтых, узорчатых, мрамороподобных, чёрно-коричневых, чёрно-жёлтых, коричнево-красных, чёрно-зелёных, что создавало впечатление яркого ковра. Мощения из фигурных плиток «щитковых» 13 × 9,5 см и полукруглых, окружали фризы из прямоугольных плиток 9,04 × 9,06 × 1,41,5 см, 10,5 × 10,511 × 1,41,5 см.

В боковых нефах полы были выложены из кирпича-плинфы 27 × 27 × 2,5 см, в капелле-крещальне – из квадратных керамических плит 27 × 27 см, в алтаре и в западном притворе найдены остатки пола из гладких шиферных плит. Полы в нартексе на одну ступеньку, 1516 см, повышались над полом в нефе.

Остатков алтарного ограждения обнаружено не было. По предположению Н.В. Холостенка, оно было деревянным. В интерьере Успенского храма, как и во многих древних церквях, находились солнечные часы.

Во время археологических исследований в храме и вокруг него найдена разнообразная фигурная плинфа, многочисленные обломки штукатуркисвыше 6 тысяч единиц со следами фресок и остатками граффити, фрагменты свинцовой кровли.

Стены Успенского храма сразу после его постройки были расписаны фресками. Когда фрески были утрачены, определить трудно, потому что храм пережил несколько пожаров и перестроек. Известно, что, когда архимандрит Иоанникий (Галятовский) в начале 1670-х годов проводил работы по восстановлению собора, на стенах были, как он написал: «изображения, сделанные старинными художниками, которые ни дождь, ни град, ни снег не уничтожили и не испортили на протяжении многих лет». В результате проведённых в Успенском соборе исследований в 1892, 1908, 1924, 1959 годах, были найдены фрагменты древних росписей, на основании которых можно составить общее представление об их характере. Фресковая живопись XII века отличается высокой художественностью, но сохранилась очень фрагментарно, примерно 250 м², по другим данным 145 м². На фресках находятся многочисленные граффити кириллицей ХІІ, ХІV ХVІІ вв. и латиницей 1-й половины ХVІІ века, преимущественно поминального и памятного содержания.

В 1892 году российский искусствовед, специалист в сфере христианской иконографии Адриан Викторович Прахов в ходе исследований обнаружил фрагменты древней росписи в нартексе и на откосе оконного проёма. Это дало надежду, что под позднейшими слоями штукатурки сохранилась древние изображения, но в 1924 году, когда проводили исследование стен, было обнаружили немного:

– фрагмент фрески «Страшный суд» (укр. «Страшний суд») с изображением лиц праведников, шествующих в рай;

– полуфигуры святителя и царицы-мученицы на западной стене, по Г.Н. Логвиномуцарица Елена и равноапостольный цезарь Константин, по Т.И. Латухесв. Ольга и Константин, по Игорю М. Игнатенкуодин из святителей и великомученица Варвара. До нашего времени изображения не сохранились, известны только по фотографиям И.В. Моргилевского и С.А. Таранущенка сделанным в 1920-х – 1930-х годах;

а также три очень повреждённые фрески: «Оранта», «Три отрока в пещи огненной» и «Крещение».

Наиболее известные и особенно значительные остатки фресок сохранились в южной части нартекса, в находящейся здесь капеллекрещальне. Её нишу-апсиду занимает монументальная фигура Богоматери Оранты. Богородица изображена в полный рост с воздетыми к небу руками. На Её груди благословляющий Предвечный Младенец. Архимандрит Иоанникий (Галятовский) в своём труде «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» напечатанном в 1676 году, образ Богородицы описывает так: «…над алтарём есть нарисованный образ Богородицы стоячей и обе руки к небу поднося А образ тот старый, в том году рисован, которого вся церковь была рисована».

D:\06.jpg

Богоматерь Оранта в нише-апсиде. Фреска XII века. Источник – https://inok.info/monasteries/74/?lang=ru. Фото без изменений

.

На откосах арки, обрамляющей нишу апсиды, изображены 2 поклоняющихся ангела и 2 херувима. Распятие на южной стене, слева от креста – образы Иоанна Богослова, изображение Девы Марии и Христа.

Фрагмент фрески «Страшный суд» находился на западной стене, ныне утрачен.

D:\pic_43.jpg

Головы святых. Фрагмент фрески «Страшный суд». XII век. Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений

.

Вероятно, развёрнутая композиция «Страшный суд», занимала весь западный объём храма. Лица праведников были изображены не фронтально, а в лёгком полуповороте вправо, придающем им динамику, движение. На первом плане видны два мужских лика и один женский, на второмеще один мужской. Поражает реалистическая трактовка лиц в отличие от внеземных одухотворённых ликов византийской иконописи. Лица написаны с примечательным мастерством. Энергичной линией мастер уверенно обрисовывает крупные, совершенно славянские широкие лица: крутые выпуклые лбы, мясистые, с широкими ноздрями носы и большие глаза. Неширокие, коротко остриженные бороды усиливают впечатление «крупности» ликов. Особенно удивляют выразительные спокойные глаза и большие, неплотно сжатые губы. В лепке формы отсутствуют острые удары кисти, резкие переходы, но вместе с тем мазок отличается уверенностью и энергией. Точность и экономичность письма поразительны нигде нет ни одной лишней линии.

Очень оригинальной является фронтально представленная полуфигура, которая считается изображением святой Елены. Её правая рука держит книгу, а левая повёрнута ладонью вверх. Безмятежность юной женщины хорошо передана в выражении смелого взгляда и спокойном жесте руки. Есть в её лице что-то от народных характеровдостойных, простых и вместе с тем милых и скромных. Ниспадающий с левого плеча и руки плащ подчёркивает импозантную постановку фигуры. На ней совершенно новая графическая и цветовая трактовка одежды, в которой исследователи видят наличие украинских мотивов. Знаток украинского искусства Григорий Никонович Логвин писал: «её стройный стан завёрнут в одежду, напоминающую украинские плахты (юбка), украшенную небольшими диагонально расположенными ромбовидными клетками, заполненными сложными узорами – квадратиками, кружочками и стилизованными крестиками». Богатый наряд Елены сверкает и переливается разнообразием красочных сочетаний, как нельзя лучше оттеняющих приподнятый лад образа. 

D:\pic_42.jpg

Св. Елена. Фрагмент фрески. XII век. Фото 1920-х – 1930-х годов. Автор – И.В. Моргилевский. Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений

.

Композиция «Три отрока в пещи огненной» сохранилась в юго-западном углу основного объёма Успенского собора, над апсидой капеллыкрещальни, которая выступает в пространство южного нефа. Подобная роспись находится на хорах Софии Киевской.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Апсида капеллы-крещальни. Вид с южного нефа. Фото 2016 года. Автор – А.А. Логинова (укр. А.О. Логинова). Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Граффито на фреске «Три отрока в пещи огненной». Фото 2016 года. Автор – С.В. Подлевский. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Присутствие над апсидой этой композиции как одного из распространённых ветхозаветных прообразов всеобщего Воскресения подтверждает предположение о предназначении юго-западной капеллы нартекса как усыпальницы.

D:\07.jpg

Южная часть нартекса. Источник – https://inok.info/monasteries/74/?lang=ru. Фото без изменений

.

В полукружии южной стены под сводом угадываются контуры 2 фигур святых монахов.

В 1994, 2002 годах и в последние годы при выполнении отделочных работ в Успенском соборе были обнаружены и раскрыты остатки древнерусских фресок в нижней части и простенках центрального барабана, на парусах, подпружных арках, орнаменты в лутках оконсохранился в окне южной стены над хорами, и так далее. Изображения очень повреждены, но то, что осталось, даёт возможность распознать сюжеты и уточнить общую систему росписи храма.

В простенках купола барабана центральной главы читаются лишь слабые контуры фигур, не позволяющие идентифицировать представленных святых. На парусах сохранились фигуры евангелистов, окружённые сложными архитектурными кулисами.

D:\04.jpg

Фрески в подкупольном пространстве храма. Источник – https://inok.info/monasteries/74/?lang=ru. Фото без изменений

.

Между фигурами 2 евангелистов над восточной подпружной аркой угадывается изображение Спаса Нерукотворного «на убрусе» (Мандилион), а напротив, над западной аркой, вероятнее всего, располагалось изображение Спаса Нерукотворного «на чрепии» (Керамидион). В XII веке эти изображения становятся частыми элементами декорации парусов, но фрески Успенского храма оказываются едва ли не самым ранним примером подобной программы.

Фрески Успенского храма написаны в нарочито упрощённой манере, без сложных светотеневых градаций и живописных проработок, создающих объёмную форму, то есть тех черт, которые характеризуют большинство памятников древнерусской монументальной живописи раннего XII века. Композиция этих произведений, их исполнение и цветовая гамма очень отличаются от фресок киевского Софийского собора – в елецких преобладают сочетания тёмно-красного, синего, зелёного и белого цветов. Отличается и техника исполнения фресок – они нарисованы на тонкой белой штукатурке без органических примесей, пигментный слой достаточно тонкий. Может, это и стало причиной быстрого разрушения фресок.

Акцентированный аскетизм этих росписей сближает их с некоторыми ансамблями, возникшими в сугубо монастырской среде начала XII века. Исследователи считают, что, возможно, в произведениях именно этого времени началось преодоление византийских традиций в живописи и создание национальной художественной школы более близкой к европейской живописи.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА отключены