ОПИСАНИЕ ХРАМА

Пятницкая церковь первый известный нам древнерусский «башнеобразный» храм. Радикально переработав традиционный византийский тип крестово-купольного храма, неизвестный зодчий создал здание, все конструктивные и декоративные элементы которого проникнуты стремительным движением ввысь.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Пятницкая церковь. Реконструкция восточного фасада. Источник – https://studfile.net/preview/5991984/page:3/. Фото без изменений

.

Первоначальная и нынешняя Пятницкая церковь представляет собой 4-столпный, 3-нефный храм с 3 апсидами. Его длина 16 метров, ширина 11,5 метров (без апсид 12 × 11,5 метра), азимут 33°. Церковь увенчана одним мощным высоким барабаном с куполом. Высота храма около 27 метров.

D:\pga4_0721.gif

План церкви. Источник – Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – Киев: Будівельник, 1986. – Т. 4. – С. 272. https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_pga4_0721,253012.html. Фото без изменений

.

Фундамент церкви заложен в сплошном котловане, вырытым под всем храмом на глубину 4045 см, и прорезает культурный слой XIXII вв. Со дна котлована до уровня материка упущены фундаментные рвы глубиной 1,4 метра, заполненные боем из кирпича-плинфы, пролитым цемяночным раствором. Верхнюю часть фундаментов составляет кладка из кирпича-плинфы. Аналогичные ленточные фундаменты, выведены к уровню дна котлована, соединяют восточные столбы со стенами. Фундаменты западных столбов самостоятельны, несколько шире их и в плане имеют прямоугольную форму. Нижняя часть фундаментов стен выступает за их обрез на 4 см внутрь и на 4-6 см наружу.

Кладка храма выполнена в технике равнослойной кладки («opus isodus») и велась в виде двух кирпичных стенок, внешней и внутренней (интерьерной), забутовка кирпичный бой, известь и мелкие камни, пролитые цемяночным раствором. Через каждые 57 рядов такой кладки было 23 ряда кладки, проходящей сквозь всю стену. В стенах отмечено несколько ярусов деревянных связей. Столбы, своды и купольный барабан выложены сплошной кирпичной кладкой. В своды, особенно в паруса, были вложены амфоры-голосники. Храм построен из так называемого узкого красного кирпичаплинфы, формата 2728 × 1620 (главным образом 18) × 4,5-5,5 см. Использовалась лекальная плинфа разнообразных формс закругленным торцом, трапециевидная, каплевидная, из которой были выполнены все архитектурные элементы. Плинфа очень разнообразна по тесту, обжигу и формовке. На многих из них на торцах имеются княжеские клейма, а также знаки городских ремесленников. Известковый раствор розовый от примеси цемянки. Толщина стен до 2 метров.

При восстановлении Пятницкой церкви в 1959 – 1962 гг. также использовался кирпич-плинфа, отчастиповторного использования, а также новая плинфа, специально изготовленная по древним образцам. Стены фасадов как первоначально, так и ныне оставили нештукатуреными. В древности розовый цвет стен сочетался с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах. Незначительные остатки древней фресковой росписи были зафиксированы во время исследований развалин храма: на откосах южного портала и в ярусе декоративных ниш. В то же время украинский и советский архитектор-реставратор Марионила Моисеевна Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко, умерла в 2012 году) предполагала, что в древности фасады храма были оштукатуренными.

.

D:\2016_Чернигов_Пятницкая_церковь_фото-03.jpg

Церковь с юго-запада. Фото 16 апреля 2016 года. АвторNomad0212. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

В композиции храма доминируют вертикальные и криволинейные элементы. Западные угловые лизены (лопатки) плоские и очень широкие – 1,6 метра, со скошенными углами. На фасадах, лизены оформлены пучковыми (сложнопрофилированными) пилястрами, в виде тонких полуколонок, которые делят на три части каждый из фасадов храма, с южной, западной и северной стороны. Ширина пилястр 1,3 метра, а их вынос от стеныдо 37 см. Пилястры на разных высотах завершаются короткими карнизами. Средние членения фасадов завершаются ступенчато расположенными в три яруса слегка стрельчатыми арками-закомарами, а боковые прясла закомарами в четверть круга.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Закомары. Вид с юго-востока. Фото 2012 года. Автор – О.М. Иоаннисян. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

По фасадам храма проходит лента меандра из плинфы, напоминающим архитектуру XI века, над которой расположены окна, а ещё выше, в средних членениях фасадов, пояс плоских декоративных арочных ниш. Над нишами, на уровне пят закомар сделан сетчатый поребриковый пояс. В средних закомарах северного и южного фасадов размещены тройные окна, а в средней закомаре западного фасадаодиночное окно с бровкой.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Окна второго яруса южной стены. Фото 2012 года. Автор – О.М. Иоаннисян. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Все окна церкви имеют вид бойниц, что свойственно храмам романской архитектуры, их арочным перемычкам присуща небольшая стрельчатость.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Окна первого яруса северной стены. Фото 2012 года. Автор – О.М. Иоаннисян. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Боковые закомары западного фасада имеют кирпичный сетчатый орнамент.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_101301.jpg

Западный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Порталы храма имеют профилированное обрамление, на северном фасаде более простое, уступчатое, над порталами расположены бровки. По сведениям советского и российского архитектора-реставратора Григория Михайловича Штендера, принимавшего в 1957 году участие в восстановлении церкви, некоторые детали, например бровка над порталом, не были документированы на самом храме, а воссозданы но аналогии с Церковью св. Василия в Овруче (укр. Овруч, ныне город в Коростенском районе Житомирской области).

В древности церковь имела два входа: через один заходили мужчины, через второйженщины.

.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_100923.jpg

Восточный и южный фасады. Апсиды. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Богатый декор имеют и абсиды храма. Их высота составляет только половину высоты центрального объёма церкви. Апсиды украшены тонкими полуколонками (тягами), широкой полосой поребрика создающего ромбовидный сетчатый орнамент, поясом плоских арочных ниш и карнизом над ними. В центральной апсиде три окна, в боковыхпо одному.

Высоко поднятый предбанник несёт трёхступенчатую систему стрельчатых с небольшой стрелой подъёма цилиндрических арок разной высоты, создающих трёхлопастное завершение фасадов.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200921_101305.jpg

Западный фасад и барабан с куполом. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

12-оконный барабан купола украшен полуколонками (тягами), расположенными между высокими окнами и аркатурным фризом со вставленными в выемки керамическими плитками, и с поребриком над ним.

Обилие вертикальных линий пучковых пилястр, вытянутые пропорции трёхнефного объёма и барабана купола усиливают изящество и стройность храма. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времён, данная композиция храма является динамической, её стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объёмом. Вертикальность храма подчёркивается сложнопрофилированными пилястрами. Всё это усиливает сходство церкви с огромной горящей свечой. Возможно, что в «пламенеющем» взлёте архитектурных форм храма сказалось воздействие ранней готики. На это указывает и связь Пятницкой церкви с городским торгом. Ведь именно купцы, известные своими дальними странствиями, лучше других были осведомлены о последних достижениях европейских зодчих.

Внутри Пятницкая церковь напоминает башню. В её интерьере царит высоко раскрытое к зениту пространство центрального участка высотой более 20 метров.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Свод Пятницкой церкви. Источник https://localhistory.org.ua/rubrics/building/tserkvaparaskevipiatnitsiuchernigovi/. Фото без изменений

.

Центральный неф вдвое шире боковых, настолько узких, что их перекрывают не целые коробовые своды, а их половинки, благодаря чему все фасады завершаются трёхярусными закомарами. Разделяющие нефы столбы в плане квадратные, со сторонами 1,52-1,54 метра, со скошенными углами.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План 1-го яруса церкви по П.Д. Барановскому. Источник Барановский П.Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. – Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1948. – С. 13–34. Фото без изменений

.

Над столбами в пятах подпружных арок лежат шиферные (пирофиллитовые) карнизные плиты. Внутренние лизены (лопатки) отсутствуют. Подпружные арки расположены выше близлежащих сводов, они образуют снаружи храма второй ярус закомар. В основании барабана есть ещё и третий, декоративный ярус. Подкупольное пространство несколько вытянуто вдоль храма, поэтому барабан имеет в плане овальное очертание.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Поперечный разрез по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в Чернигове // Советская археология. – 1956. – Т. 26. – С. 283. – Рис. 15. Фото без изменений

.

D:\214-03.gif

Продольный разрез по П.Д. Барановскому. Источник Історія українського мистецтва. – Київ: Наукова думка, 1966. – Т. 1. – С. 210. https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_1966IstorijaUkrajinskogoMystectv,253002.html. Фото без изменений

.

В западном части храма на втором ярусе, между наружной западной стеной и двумя западными подкупольными столбами, находились небольшие хоры, опирающиеся на цилиндрический свод. На хоры ведёт кирпичная лестница шириной 70 см, высота ступенек – до 30 см. Она размещена в толще западной стены и перекрыта ступенчатым коробовым сводом. На уровне хоров в толще западной, северной и южной стен симметрично расположены низенькие проходы-галереи, которым соответствуют окна-бойницы в стенах, которые могли использоваться во время обороны.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

План 2-го яруса церкви по П.Д. Барановскому. Источник https://www.pslava.info/Chernigiv_CerkSvPjatnyci_214-02,253024.html. Фото без изменений

.

Первичный пол до алтарной части был выложен разноцветными поливными (глазурованными) керамическими плитками 15 × 15 × 2,5 см, жёлтого, зелёного и тёмно-вишнёвого цвета. Они были уложены на растворе поверх 20 см песчаной подсыпки.

Незначительные остатки фресковой росписи были зафиксированы на поверхности внутренних стен во время исследований развалин храма: на откосах окон центральной апсиды; на нижней плоскости арки между северо-восточным столбом и северной стеной; на своде северо-восточного компартмента. Росписи выполнены в светлых почти ярких цветах, отличающихся от тональности росписей других храмов Чернигова княжеских времён. Вероятно, такие фрески хорошо гармонировали с праздничным внешним видом Пятницкой церкви. Представление о колорите росписей дают нам также многочисленные разноцветные фрагменты фресок, найденные в ходе археологических исследований и разборки руин храма.

Во время восстановления храма в 1960-х годах внутренние поверхности стен не штукатурили для того, чтобы была видна кладказдание предназначалось для музея. Теперь, когда здесь действующая церковь, неоштукатуренные кирпичные стены производят впечатление «бруталистической архитектуры» (англ. New Brutalism, от лат. brutusгрубый, суровый), что не соответствует традиционному представлению об интерьере храма Божьего на Украине. В церкви нет древних икон в пышном серебряном одеянии, но и простые современные иконы в красочных вышитых полотенцах на стенах действующего храма радуют глаз и душу.

D:\IMG_0364.jpg

Фото июня 2004 года. Источник https://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Ukraine.Chernigiv.htm. Фото без изменений

.

Судя по архитектурным формам и технике, храм относится к концу XII – 1-й трети XIII вв. Пятницкая церковь отражает последний этап развития древнерусской архитектуры домонгольского периода. На основе сопоставления этих данных с событиями политической истории Пётр Дмитриевич Барановский предложил более узкую датупервые годы XIII века.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА отключены