ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVII ВЕКА
Нынешний вид Спасо-Преображенского собора сформировался в ходе нескольких последовательных перестроек ХVІІ – ХІХ вв.
Искусствоведы конца XIX – начала XX вв. считали, что во время перестройки 1675 года Спасский храм был сильно повреждён. Российский и советский византолог, археолог и искусствовед Фёдор Иванович Шмит (репрессирован в 1937 году) писал: «…с храмом этим произошло то же, что со всеми древнерусскими памятниками: сначала его всячески разрушали, а затем нашёлся «благочестивый и ревностный христолюбец» черниговский полковник В. Дунин-Борковский, который «святой искренностью и ревностью» восстановил храм в 1675 году. Восстановить храм в XVII в. (и, к сожалению, не только в XVII в.) означало: построить новую церковь, но на том самом месте, на котором стоял храм, даже если для этого пришлось бы уничтожить все остатки древнего храма. В Спасском соборе все дополнительные алтари и пристройки были разобраны и уничтожены… И главное, как всегда, всё здание было тщательно оштукатурено и побелено, внутри и снаружи, так что вся кладка стала недоступна для изучения».
В XVII веке у собора вместо разрушенных древних – северо-восточной и юго-восточной пристроек появились новые. Российский историк Левобережной Украины Афанасий Филимонович Шафонский (умер в 1811 году) в книге «Черниговское наместничество топографическое описание». Киев, 1851, т. 2, с. 275, отметил, что сохранились сведения о названии этих пристроек-капелл: «Снаружья приделаны два приделы: с правой Трёх Святителей, а с левой Покрова Богородицы; ныне они отломаны» (снесены в 1770 году).
Более поздние исследования показали, что наибольший ущерб храму был нанесён во время перестройки в 1790-х годах, а полковник Василий Касперович Андреевич Дунин-Борковский (укр. Василь Касперович Андрійович Дунін-Борковський) ремонт сделал очень тактично. И вообще Спасский собор среди всех древнерусских храмов дошёл до нас в самом лучшем состоянии.
В 1792 – 1798 гг. в Спасском соборе были проведены масштабные реконструкционные работы. Разобрали конструкции, построенные ещё в домонгольские времена. Переделки завершений храма совершенно изменили его силуэт. Северная лестничная башня была надстроена и превращена в колокольню. В юго-западном углу, симметрично к северной, на месте сгоревшей «крещальни» начала XII века построена новая Южная башня. Таким образом, с запада объём собора фланкирован двумя равновесными башнями с высокими конусообразными шпилями, что исказило древний облик храма. Однако, сейчас без этих башен собор представить невозможно.
Западный фасад. Фото 6 мая 2016 года. Автор – Іван Биков. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
С уверенностью можно сказать, что именно перестройка 1792 – 1798 гг. навредила древнему храму больше, чем монгольское нашествие и все пожары в предыдущие столетия. Внешний облик храма, сложившийся после этой реконструкции, практически без изменений дошёл до настоящего времени, но любые попытки вернуть ему первоначальный облик недопустимы, они могут стать очередным варварством.
План нынешнего Спасского собора. С фасада Спасского собора. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman. 1 – нартекс; 2 – Северная лестничная башня; 3 – Южная башня; 4 – центральный неф; 5 – южный неф; 6 – северный неф; 7 – алтарь
Окончательный нынешний вид Спасский собор приобрёл в XIX веке, когда к порталам пристроили тамбуры (1818 год), позолотили купола и переделали завершения башен (1891 год).
Тамбур у северного портала. 1818 год. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Южный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Куполов у храма – 5, как и первоначально.
Восточный фасад. Фото 23 апреля 2017 года. Автор – Nomad0212. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора соединяет в себе множество элементов разных стилей.
Нартекс собора. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Один из проходов между нартексом и нефом. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Главный алтарь Спасского собора был освящён в честь Преображения Господня, а до середины XIX века было два боковых алтаря – Трёх Святителей и Покрова Богородицы. В 1857 года южный престол был освящён в честь черниговских мучеников – князя Михаила и боярина Феодора, а в северном нефе размещён жертвенник главного престола.
Зал собора является едва ли не самым лучшим в Украине для звучания голоса.
Северные трёхпролётные двухъярусные аркады. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Южные трёхпролётные двухъярусные аркады. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Во время пожара в соборе в 1750 году древние мраморные столбы потрескались и в 1790-х годах были обложены кирпичом и, согласно результатам исследований советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенка (умер в 1978 году), превращены в гранённые столбы. Современный круглый вид, с росписью «под мрамор» с окаймлением из искусственного мрамора, колонны приобрели в 1818 году.
В современных массивных колоннах, внутри находятся первичные беломраморные столбы. Зондаж на западной колонне северной аркады. Вид с северо-запада. Фото 2014 года. Источник – Черненко О.Є., Новик Т.Г. Звіт про наукові археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). – С. 65. – Рис. 42. file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений
В результате пожара 1750 года также сгорели деревянные хоры над боковыми нефами. Окончательно они были разобраны в 1790-х годах. От этих боковых хоров ныне уцелели только остатки их ограждения.
Северный неф. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
В ХVІІ веке первоначальные шиферные ограждения западных хоров были заменены кирпичной кладкой в виде трёхарочной конструкцией на двух восьмигранных столбах.
Западные хоры. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Всего в Спасском храме насчитывалось семь полов, наслоившихся за девять веков на общую толщину около 1 метра, что несколько исказило пропорции внутренних элементов храма. Современный пол – из метласских плиток завода Бергенгейма (г. Харьков) был устроен в 1902 году; под ним был чугунный 1792 – 1798 гг., демонтирован во время ремонтов 1870-х – 1890-х гг.; ниже – из керамических плиток ХVІІІ века; деревянный пол ХVІІ века – сгорел; глиняный пол в послемонгольское время и два древнерусских.
Главное внимание в Спасо-Преображенском соборе привлекает барочный иконостас с некоторыми элементами классицизма, установленный в 1795 – 1798 гг., сохранившийся до наших дней, но несколько раз переделывался. Он спроектирован российским архитектором Иваном Денисовичем Ясныгиным. Высота иконостаса в центральном нефе достигает 12 метров, ширина по трём нефам – 20 метров, в иконостасе установлено 62 иконы.
Иконостас в центральном нефе, верхний ярус. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Иконостас в центральном нефе, нижний ярус. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Деревянные резные и позолоченные детали иконостаса сделаны нежинскими мастерами-резчиками Саввой Волощенком (укр. Сава Волощенко) и Степаном Белопольским (укр. Степан Бєлопольський), иконы написаны священником Тимофеем Мизьком (укр. Тимофій Мізьк) из города Борзна (укр. Борзна, ныне город в Нежинском районе Черниговской области). Центральная часть иконостаса двухъярусная, боковые – одноярусные. Позолоченные колонны коринфского ордера делят нижний ярус на девять частей, в которых размещены в два яруса иконы, обрамлённые барочной резьбой. Фон между иконами белый, а поначалу был серебряный. В середине верхнего яруса находилась большая икона оплакивания Христа, над которой расположен треугольный фронтон. Царские врата тоже барочные – резные из дерева и позолоченные. В конце ХІХ века иконы были восстановлены мастером сакрального искусства, иконописцем Александром Ивановичем Мурашком (укр. Мурашко Олександр Іванович, умер в 1910 году). Учитывая, что в храмах Украины сохранилось мало старых иконостасов, спасский – представляет большую художественную и духовную ценность.
В 1818 – 1820 гг. по упрощённому проекту архиепископа Черниговского и Нежинского Михаила (в миру – Матфей Михайлович Десницкий) Спасский собор был расписан масляными красками художником Я. Юриным с помощниками. Данную стенопись можно увидеть и ныне.
Масляная живопись над аркой, ведущей из центрального нефа в нартекс. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Масляная живопись. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Живопись представлена очень оригинальными и интересными композициями, изображающими сцены из жизни храма, святых и исторические события. Стенопись несколько раз восстанавливалась: 1834 – 1851 гг. и в 1872 – 1873 гг. мастерами Михаилом и Алексеем Кмяшками.
Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
В 1824 – 1825 гг. собор был расписан замечательными картинами из Ветхого и Нового Заветов.
Северная часть нартекса. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
В 1947 году в соборе была забелена монументальная живопись XIX века.
В 1979 – 1996 гг. в Спасском соборе ведущий украинский художник-реставратор Валентин Полищук (укр. Валентин Поліщук) проводил реставрацию монументальной живописи начала XIX века.
Роспись Спасо-Преображенского собора, наверное, ещё недостаточно оценена искусствоведами – это отличный образец, как теперь говорят, «наивного искусства». Размещение росписей совершенно нетрадиционно, равно как и большинство сюжетов.
Масляная живопись на парусах центрального купола. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Так, на парусах центрального купола вместо традиционных евангелистов изображены времена года: весна – куча цветов, лето – снопы пшеницы, осень – фрукты и овощи, зима – голые деревья и чёрная пашня; в подбаннике – рай: высокие горы, река, зелёные деревья. Интересна композиция изгнания Адама и Евы из рая нарисованная на северной стене: прародители всего человечества спрятались в кустах, возле которых стоит Бог-Отец – не традиционный старец с длинной бородой, а коренастый рыжебородый мужчина. Также очень интересны и другие композиции, нарисованные Я. Юриным.
В ризнице Спасского храма хранилось большое количество богослужебных предметов из драгоценных материалов, подаренных в разное время жителями города и почётными гостями. Они имели большую художественную и историческую ценность. К сожалению, до сегодня сохранились очень немного вещей, которые находятся в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского (укр. Чернігівський обласний історичний музей імені В.В. Тарновського). Среди них уникальная работа местных ювелиров 1771 года – оклад Евангелия с рельефными изображениями (Логвин Г.Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. – Москва: Искусство, 1965. – С. 250). С лицевой стороны оклада выгравированы фигуры четырёх евангелистов, обратная сторона вполне оригинальна – в центре фигура святого Николая Чудотворца с молитвенно поднятыми вверх руками, по бокам в венцах двенадцать эпизодов из его жизни, как на старинных иконах с клеймами.
Оклад Евангелия 1771 года из ризницы Спасского собора. Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений
Из описания в литературе известно, что в алтаре собора находилась серебряная с позолотой дарохранительница в виде двухъярусного саркофага общей массой 16,5 кг, пожертвованная храму в 1782 году; крест 1638 года; соборное кресло на горном месте, подаренное российской императрицей Екатериной II, которая посетила Чернигов 22 января 1787 года; большое количество старинных риз, в том числе и убранство святителя Феодосия Угличского.