ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVII ВЕКА

Нынешний вид Спасо-Преображенского собора сформировался в ходе нескольких последовательных перестроек ХVІІ ХІХ вв.

Искусствоведы конца XIX – начала XX вв. считали, что во время перестройки 1675 года Спасский храм был сильно повреждён. Российский и советский византолог, археолог и искусствовед Фёдор Иванович Шмит (репрессирован в 1937 году) писал: «…с храмом этим произошло то же, что со всеми древнерусскими памятниками: сначала его всячески разрушали, а затем нашёлся «благочестивый и ревностный христолюбец» черниговский полковник В. Дунин-Борковский, который «святой искренностью и ревностью» восстановил храм в 1675 году. Восстановить храм в XVII в. (и, к сожалению, не только в XVII в.) означало: построить новую церковь, но на том самом месте, на котором стоял храм, даже если для этого пришлось бы уничтожить все остатки древнего храма. В Спасском соборе все дополнительные алтари и пристройки были разобраны и уничтожены… И главное, как всегда, всё здание было тщательно оштукатурено и побелено, внутри и снаружи, так что вся кладка стала недоступна для изучения».

В XVII веке у собора вместо разрушенных древних – северо-восточной и юго-восточной пристроек появились новые. Российский историк Левобережной Украины Афанасий Филимонович Шафонский (умер в 1811 году) в книге «Черниговское наместничество топографическое описание». Киев, 1851, т. 2, с. 275, отметил, что сохранились сведения о названии этих пристроек-капелл: «Снаружья приделаны два приделы: с правой Трёх Святителей, а с левой Покрова Богородицы; ныне они отломаны» (снесены в 1770 году).

Более поздние исследования показали, что наибольший ущерб храму был нанесён во время перестройки в 1790-х годах, а полковник Василий Касперович Андреевич Дунин-Борковский (укр. Василь Касперович Андрійович Дунін-Борковський) ремонт сделал очень тактично. И вообще Спасский собор среди всех древнерусских храмов дошёл до нас в самом лучшем состоянии.

В 1792 – 1798 гг. в Спасском соборе были проведены масштабные реконструкционные работы. Разобрали конструкции, построенные ещё в домонгольские времена. Переделки завершений храма совершенно изменили его силуэт. Северная лестничная башня была надстроена и превращена в колокольню. В юго-западном углу, симметрично к северной, на месте сгоревшей «крещальни» начала XII века построена новая Южная башня. Таким образом, с запада объём собора фланкирован двумя равновесными башнями с высокими конусообразными шпилями, что исказило древний облик храма. Однако, сейчас без этих башен собор представить невозможно.

D:\2560px-thumbnail.jpg Западный фасад. Фото 6 мая 2016 года. Автор – Іван Биков. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

С уверенностью можно сказать, что именно перестройка 1792 – 1798 гг. навредила древнему храму больше, чем монгольское нашествие и все пожары в предыдущие столетия. Внешний облик храма, сложившийся после этой реконструкции, практически без изменений дошёл до настоящего времени, но любые попытки вернуть ему первоначальный облик недопустимы, они могут стать очередным варварством.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План нынешнего Спасского собора. С фасада Спасского собора. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman. 1 – нартекс; 2 – Северная лестничная башня; 3 – Южная башня; 4 – центральный неф; 5 – южный неф; 6 – северный неф; 7 – алтарь

.

Окончательный нынешний вид Спасский собор приобрёл в XIX веке, когда к порталам пристроили тамбуры (1818 год), позолотили купола и переделали завершения башен (1891 год).

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\15) Е 2020.jpg

Тамбур у северного портала. 1818 год. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\47) Е 2020, южный фасад.jpg

Южный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Куполов у храма – 5, как и первоначально.

D:\2017_Спасо-Преображенський_собор_у_Чернігові.jpg

Восточный фасад. Фото 23 апреля 2017 года. Автор – Nomad0212. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора соединяет в себе множество элементов разных стилей.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Разрез собора через центральный неф. Источник – https://epub.chnpu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/6118/1/%d0%a1%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%be-%20%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%20%d0%b2%20%d0%a7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b5%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d0%b8%d1%85%20%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%be-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b5%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9.pdf. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\33) Е 2020.jpg

Нартекс собора. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\30) Е 2020.jpg

Один из проходов между нартексом и нефом. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Главный алтарь Спасского собора был освящён в честь Преображения Господня, а до середины XIX века было два боковых алтаря – Трёх Святителей и Покрова Богородицы. В 1857 года южный престол был освящён в честь черниговских мучеников – князя Михаила и боярина Феодора, а в северном нефе размещён жертвенник главного престола.

Зал собора является едва ли не самым лучшим в Украине для звучания голоса.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\36) Е 2020.jpg

Северные трёхпролётные двухъярусные аркады. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\26) Е 2020.jpg

Южные трёхпролётные двухъярусные аркады. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Во время пожара в соборе в 1750 году древние мраморные столбы потрескались и в 1790-х годах были обложены кирпичом и, согласно результатам исследований советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенка (умер в 1978 году), превращены в гранённые столбы. Современный круглый вид, с росписью «под мрамор» с окаймлением из искусственного мрамора, колонны приобрели в 1818 году.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

В современных массивных колоннах, внутри находятся первичные беломраморные столбы. Зондаж на западной колонне северной аркады. Вид с северо-запада. Фото 2014 года. Источник – Черненко О.Є., Новик Т.Г. Звіт про наукові археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). – С. 65. – Рис. 42. file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

В результате пожара 1750 года также сгорели деревянные хоры над боковыми нефами. Окончательно они были разобраны в 1790-х годах. От этих боковых хоров ныне уцелели только остатки их ограждения.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\23) Е 2020.jpg

Северный неф. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В ХVІІ веке первоначальные шиферные ограждения западных хоров были заменены кирпичной кладкой в виде трёхарочной конструкцией на двух восьмигранных столбах.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_121117.jpg

Западные хоры. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Всего в Спасском храме насчитывалось семь полов, наслоившихся за девять веков на общую толщину около 1 метра, что несколько исказило пропорции внутренних элементов храма. Современный пол – из метласских плиток завода Бергенгейма (г. Харьков) был устроен в 1902 году; под ним был чугунный 17921798 гг., демонтирован во время ремонтов 1870-х – 1890-х гг.; ниже – из керамических плиток ХVІІІ века; деревянный пол ХVІІ века – сгорел; глиняный пол в послемонгольское время и два древнерусских.

Главное внимание в Спасо-Преображенском соборе привлекает барочный иконостас с некоторыми элементами классицизма, установленный в 1795 – 1798 гг., сохранившийся до наших дней, но несколько раз переделывался. Он спроектирован российским архитектором Иваном Денисовичем Ясныгиным. Высота иконостаса в центральном нефе достигает 12 метров, ширина по трём нефам – 20 метров, в иконостасе установлено 62 иконы.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\35) Е 2020.jpg

Иконостас в центральном нефе, верхний ярус. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\20) Е 2020.jpg

Иконостас в центральном нефе, нижний ярус. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Деревянные резные и позолоченные детали иконостаса сделаны нежинскими мастерами-резчиками Саввой Волощенком (укр. Сава Волощенко) и Степаном Белопольским (укр. Степан Бєлопольський), иконы написаны священником Тимофеем Мизьком (укр. Тимофій Мізьк) из города Борзна (укр. Борзна, ныне город в Нежинском районе Черниговской области). Центральная часть иконостаса двухъярусная, боковыеодноярусные. Позолоченные колонны коринфского ордера делят нижний ярус на девять частей, в которых размещены в два яруса иконы, обрамлённые барочной резьбой. Фон между иконами белый, а поначалу был серебряный. В середине верхнего яруса находилась большая икона оплакивания Христа, над которой расположен треугольный фронтон. Царские врата тоже барочные – резные из дерева и позолоченные. В конце ХІХ века иконы были восстановлены мастером сакрального искусства, иконописцем Александром Ивановичем Мурашком (укр. Мурашко Олександр Іванович, умер в 1910 году). Учитывая, что в храмах Украины сохранилось мало старых иконостасов, спасский представляет большую художественную и духовную ценность.

В 1818 – 1820 гг. по упрощённому проекту архиепископа Черниговского и Нежинского Михаила (в мируМатфей Михайлович Десницкий) Спасский собор был расписан масляными красками художником Я. Юриным с помощниками. Данную стенопись можно увидеть и ныне.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\41) Е 2020.jpg

Масляная живопись над аркой, ведущей из центрального нефа в нартекс. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\42) Е 2020.jpg

Масляная живопись. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Живопись представлена очень оригинальными и интересными композициями, изображающими сцены из жизни храма, святых и исторические события. Стенопись несколько раз восстанавливалась: 1834 – 1851 гг. и в 1872 – 1873 гг. мастерами Михаилом и Алексеем Кмяшками.

.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_121141.jpg

Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 1824 – 1825 гг. собор был расписан замечательными картинами из Ветхого и Нового Заветов.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\29) Е 2020.jpg

Северная часть нартекса. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 1947 году в соборе была забелена монументальная живопись XIX века.

В 19791996 гг. в Спасском соборе ведущий украинский художник-реставратор Валентин Полищук (укр. Валентин Поліщук) проводил реставрацию монументальной живописи начала XIX века.

Роспись Спасо-Преображенского собора, наверное, ещё недостаточно оценена искусствоведами – это отличный образец, как теперь говорят, «наивного искусства». Размещение росписей совершенно нетрадиционно, равно как и большинство сюжетов.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_120731.jpg

Масляная живопись на парусах центрального купола. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Так, на парусах центрального купола вместо традиционных евангелистов изображены времена года: весна – куча цветов, лето – снопы пшеницы, осень – фрукты и овощи, зима – голые деревья и чёрная пашня; в подбаннике – рай: высокие горы, река, зелёные деревья. Интересна композиция изгнания Адама и Евы из рая нарисованная на северной стене: прародители всего человечества спрятались в кустах, возле которых стоит Бог-Отец – не традиционный старец с длинной бородой, а коренастый рыжебородый мужчина. Также очень интересны и другие композиции, нарисованные Я. Юриным.

В ризнице Спасского храма хранилось большое количество богослужебных предметов из драгоценных материалов, подаренных в разное время жителями города и почётными гостями. Они имели большую художественную и историческую ценность. К сожалению, до сегодня сохранились очень немного вещей, которые находятся в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского (укр. Чернігівський обласний історичний музей імені В.В. Тарновського). Среди них уникальная работа местных ювелиров 1771 года – оклад Евангелия с рельефными изображениями (Логвин Г.Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. – Москва: Искусство, 1965. – С. 250). С лицевой стороны оклада выгравированы фигуры четырёх евангелистов, обратная сторона вполне оригинальна – в центре фигура святого Николая Чудотворца с молитвенно поднятыми вверх руками, по бокам в венцах двенадцать эпизодов из его жизни, как на старинных иконах с клеймами.

D:\pic_15.jpg

Оклад Евангелия 1771 года из ризницы Спасского собора. Источник https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений

.

Из описания в литературе известно, что в алтаре собора находилась серебряная с позолотой дарохранительница в виде двухъярусного саркофага общей массой 16,5 кг, пожертвованная храму в 1782 году; крест 1638 года; соборное кресло на горном месте, подаренное российской императрицей Екатериной II, которая посетила Чернигов 22 января 1787 года; большое количество старинных риз, в том числе и убранство святителя Феодосия Угличского.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVII ВЕКА отключены