ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVII ВЕКА

Современный вид Успенского собора сложился вследствие перестроек ХVІІХІХ ст. и реставрационных работ 2-й половины ХХ века.

В 1620-х годах, во время вхождения Чернигова в состав Речи Посполитой, Успенский храм был отремонтирован. В это время в южной части нартекса в древней капеллекрещальне были установлены алтарь и мраморная «купель», вероятнее всего являющейся водосвятной чашей, её обломки были обнаружены российским и советским историком архитектуры Ипполитом Владиславовичем Моргилевским в 1924 году, ныне утрачены.

В 1671 – 1674 гг. проводились работы по капитальному восстановлению и реставрации Успенского собора. Был надстроен частично уцелевший древний барабан центральной главы, и возведены ещё 3 малые главы одна из них над центральной апсидой и две – над хорами.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200920_183005.jpg

Глава над центральной апсидой. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200920_184146.jpg

Слева – две главы над хорами. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Центральная глава получила 3-ярусное завершение, малые – 2-ярусные, типичные для украинской архитектуры.

Над древними закомарами устроили скатные перекрытия на деревянных конструкциях. Собору были приданы черты украинского барокко.

В 1698 – 1701 гг. к южному фасаду Успенского собора была пристроена Церковь св. апостола Иакова (усыпальницы черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба). Церковь построена очень тактично по отношению к собору – размер её соответствует размеру галереи, ранее находившейся на этом месте. Пристройка вместе с крышей достигает почти половины высоты стен собора. Сейчас над церковью две невысокие бани, ранее была и третья, расположенная над западной частью, разобрана в XIX веке.

D:\2560px-Чернігів._Єлецький_монастир._Успенський_собор..jpeg

Успенский собор с Церковью св. апостола Иакова. Фото 28 сентября 2013 года. АвторStar61. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

В архитектурных деталях – наличниках, сандриках, пилястрах – чувствуется влияние московской архитектуры XVI века, но эти элементы творчески переосмыслены в соответствии с местными традициями.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200920_184211.jpg

Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Планировочное решение пристройки-церкви напоминает жилые каменные или деревянные постройки из двух частей, разделённых холодными сенями-тамбуром, с восточной стороны пристройка заканчивается гранёной абсидой.

Богослужения в Церкви св. апостола Иакова совершались не часто. С начала XIX века в ней размещались ризница и монастырская библиотека с богатым архивом. 21 января 1869 года в пристройке по недосмотру ризничего монаха произошёл пожар, уничтоживший всю ризницу с церковной утварью и библиотеку со старинными документами.

В конце XVIII века, согласно описанию Успенского собора российским историком Левобережной Украины Афанасием Филимоновичем Шафонским (умер в 1811 году), храм имел пять куполов, пятый – над центральной частью хоров.

В 1815 году сильной бурей были повреждены купола Успенского собора.

На протяжении всего XIX века производились текущие ремонты собора.

В XIX веке над Успенским собором сняли пятую главу, сохранилось кольцо её барабан над центральной частью хоров.

В 1844 году в ходе ремонтных работ в Успенском соборе скатные перекрытия на деревянных конструкциях начала 1670-х годов над закомарами были разобраны.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\5) Успенская церковь Елецкого монастыря\21) Е 2020.jpg

Северный фасад собора. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 1947 – 1954 гг. проводились работы по реставрации Успенского собора. Храм был реставрирован в существующем на тот момент объёме с сохранением поздних наслоений одновременно с обнаружением элементов древней архитектуры в пределах их сложившегося облика.

Ныне Успенский собор это крестово-купольный, 6-столпный, 3-нефный, 3-апсидный, 4-главый храм. Высокие венчающие собор купола, не подавляют давний объём храма, а придают ему большую живописность, подчёркивая величие древнерусского здания.

Как уже отмечалось, в начале 1670-х годов Успенский собор получил барокковый внешний вид. Однако следует заметить, что декор наружных поверхностей стен был выполнен очень осторожно и тактичнолепка почти отсутствует, только фронтон западного фасада украшен изысканным картушем с головками ангелочков. Все остальные поверхности стен оставлены гладко заштукатуренными, что сохранило древний торжественный и строгий внешний вид храма. Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\YEletskij-monastir-m.-CHernigiv-3.jpg

Западный фасад. Источник https://vandrivka.com.ua/yeletskij-monastir-m-chernigiv/. Фото без изменений

.

D:\10231329m.jpg

Восточный фасад. Источник – https://hotels24.ua/news/%D0%95%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%B2-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5-10231329.html. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\5) Успенская церковь Елецкого монастыря\25) Е 2020, южный фасад.jpg

Южный фасад. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Успенский собор имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План собора. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_pga4_0709,252268.html. Фото без изменений

1лестница на хоры;

2пристроенная Церковь св. апостола Иакова (усыпальницы черниговского полковника Я.К. Лизогуба);

3встроенная капелла (крестильня).

.

Успенский собор представляет собой четырёхугольник, расчленённый шестью крещатыми столбами на три нефа, завершающимися на востоке полукружиями алтарных апсид. Центральный неф намного шире боковых. Стройные линии опорных столбов переходят в подпружные арки, поддерживающие центральный купол. Размеры храма, без пристроенной церкви: длина 29,6 метра, ширина 19,2 метра, высота 26,3 метра.

В XVIII веке, по свидетельству А.Ф. Шафонского, Успенский собор имел пять престолов. Главный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, устроен на том месте, где, по преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны Архистратига Михаила, в левом нефе, упразднённый в 1834 году, дополнительный престол в честь Рождества Иоанна Крестителя. В южном продолжении хоров, именуемом капеллой игумена, был устроен Престол святого великомученика Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в капелле-крещальне – Престол в честь Рождества Христова. Позже тут была оборудована капелла, где часто служились молебны с акафистами (православная церковная гимнография), а иногда и панихиды.

В начале XX века в соборе было всего три престола: главный, во имя Успения Пресвятой Богородицы; с правой стороны – в честь Архистратига Михаила, а на хорах – во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

От древней отделки интерьера собора практически ничего не сохранилось. Внутренние поверхности стен храма просто побелены.

Археологические раскопками в соборе зафиксировали остатки полов позднего времени: сгоревший деревянный до ХVІІ века и чугунный сохранились отдельные плиты, который в 1876 – 1882 гг. был заменён на деревянный.

Доминирующим элементом интерьера Успенского собора был великолепный трёхъярусный золочённый резной барокковый иконостас 1670-х – 1680-х гг., композиционное и художественное решение которого подражало иконостасу Успенского собора Киево-Печерской лавры. Иконостас занимал ширину всех трёх нефов, и был одним из лучших в Украине. Даже после реконструкции в 1860 году и ремонта 1869 года иконостас сохранял черты давно минувшей эпохи. До нашего времени иконостас не сохранился, он был уничтожен в 1920-х годах. Его можно увидеть только на старых фотографиях, помещённых в книге «Картины церковной жизни Черниговской епархии» изданной в 1911 году. На фотоснимках видно, как в едином идейно-художественном замысле объединились живопись и необыкновенно выразительная резьба. Громадная плоскость иконостаса поднималась высокой стеной и выглядела как диковинная златотканая завеса. В густой резьбе преобладала своеобразная арабеска из элементов, напоминающих обломки раковин, выступающих из сочного растительного орнамента. В сплошное кружево растительных плетений и вьющихся гирлянд кое-где вставлены подсолнечники и цветы. Разделяющие иконостас колонки увиты виноградными гроздьями. В этой пышной и торжественной резьбе был запечатлён дух той эпохи.

D:\pic_41.jpg

Центральная часть иконостаса. Источник – Картины церковной жизни Черниговской епархии, 1911 год. https://www.gorod.cn.ua/city/knigi-o-chernigove/919-chernigovskii-eleckii-svjato-uspenskii-zhenskii-monastyr.html. Фото без изменений

.

D:\208-06.jpg

Фрагмент иконостаса. Источник – Картины церковной жизни Черниговской епархии, 1911 год. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_208-06,252275.html. Фото без изменений

.

Подлинной жемчужиной ювелирного искусства XVII века является массивный серебряный позолоченный оклад «Евангелия» 1674 года, вклад архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (в миру – Лука Васильевич Баранович) в ризницу Успенского собора.

D:\pic_46.jpg

Оклад «Евангелия» архиепископа Лазаря (Баранович) из ризницы Успенского собора. 1674 год. Экспонируется в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского. Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений

.

На лицевой стороне оклада, на угловых фигурных накладных пластинках, в невысоком рельефе чеканены изображения евангелистов, трое из которых сидят за столиками с письменными принадлежностями. В центре расположен фигурный картуш с изображением Деисусасидящего на троне Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем (Предтечей). Вверху между угловыми фигурными пластинами с евангелистами помещено прорезное силуэтное изображение распятия с предстоящими. Всё остальное поле оклада покрыто прорезным орнаментом, состоящим из тонких изогнутых веток с листьями и цветами роз и гвоздик, очень напоминающим рисунки на тканях и на гравированных заставках книг того времени. На нижней доске оклада на углах расположены выпуклые розетки«пукли», на которых покоится Евангелие, когда лежит на престоле. В центре нижней доски в овале помещён рельеф с изображением князей Владимира, Бориса и Глебапервых и наиболее почитаемых отечественных святых, призванных подкреплять авторитет общественных деятелей XVII века. На пластинке вверху, в расходящихся лучах, выгравировано изображение Богоматери – «Знамение», а внизусвятые архиепископы Амвросий и Лазарь. В кружево прорезной ажурной композиции фона удачно вкомпонованы святительские атрибуты с инициалами Лазаря Барановича.

Успенский собор был украшен росписью ХVІІ ХVІІІ вв. обновлённой в 1876 – 1882 гг. В XIX веке стены храма были расписаны достаточно посредственной живописью, в которой преобладали орнаменты. До наших дней сохранились фрагменты стенописи XVIІІ века в виде орнаментов и отдельных композиций.

После того, как в Елецком монастыре в 1992 году возобновилась религиозная жизнь, начались работы по внутренней отделке Успенского собора для того, чтобы возобновить богослужения осенью 1998 года.

D:\03.jpeg

Нынешний иконостас. Источник https://inok.info/monasteries/74/?lang=ru. Фото без изменений

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVII ВЕКА отключены