ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVII ВЕКА
Современный вид Успенского собора сложился вследствие перестроек ХVІІ – ХІХ ст. и реставрационных работ 2-й половины ХХ века.
В 1620-х годах, во время вхождения Чернигова в состав Речи Посполитой, Успенский храм был отремонтирован. В это время в южной части нартекса в древней капелле—крещальне были установлены алтарь и мраморная «купель», вероятнее всего являющейся водосвятной чашей, её обломки были обнаружены российским и советским историком архитектуры Ипполитом Владиславовичем Моргилевским в 1924 году, ныне утрачены.
В 1671 – 1674 гг. проводились работы по капитальному восстановлению и реставрации Успенского собора. Был надстроен частично уцелевший древний барабан центральной главы, и возведены ещё 3 малые главы – одна из них над центральной апсидой и две – над хорами.
Глава над центральной апсидой. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Слева – две главы над хорами. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Центральная глава получила 3-ярусное завершение, малые – 2-ярусные, типичные для украинской архитектуры.
Над древними закомарами устроили скатные перекрытия на деревянных конструкциях. Собору были приданы черты украинского барокко.
В 1698 – 1701 гг. к южному фасаду Успенского собора была пристроена Церковь св. апостола Иакова (усыпальницы черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба). Церковь построена очень тактично по отношению к собору – размер её соответствует размеру галереи, ранее находившейся на этом месте. Пристройка вместе с крышей достигает почти половины высоты стен собора. Сейчас над церковью две невысокие бани, ранее была и третья, расположенная над западной частью, разобрана в XIX веке.
Успенский собор с Церковью св. апостола Иакова. Фото 28 сентября 2013 года. Автор – Star61. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
В архитектурных деталях – наличниках, сандриках, пилястрах – чувствуется влияние московской архитектуры XVI века, но эти элементы творчески переосмыслены в соответствии с местными традициями.
Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Планировочное решение пристройки-церкви напоминает жилые каменные или деревянные постройки из двух частей, разделённых холодными сенями-тамбуром, с восточной стороны пристройка заканчивается гранёной абсидой.
Богослужения в Церкви св. апостола Иакова совершались не часто. С начала XIX века в ней размещались ризница и монастырская библиотека с богатым архивом. 21 января 1869 года в пристройке по недосмотру ризничего монаха произошёл пожар, уничтоживший всю ризницу с церковной утварью и библиотеку со старинными документами.
В конце XVIII века, согласно описанию Успенского собора российским историком Левобережной Украины Афанасием Филимоновичем Шафонским (умер в 1811 году), храм имел пять куполов, пятый – над центральной частью хоров.
В 1815 году сильной бурей были повреждены купола Успенского собора.
На протяжении всего XIX века производились текущие ремонты собора.
В XIX веке над Успенским собором сняли пятую главу, сохранилось кольцо её барабан над центральной частью хоров.
В 1844 году в ходе ремонтных работ в Успенском соборе скатные перекрытия на деревянных конструкциях начала 1670-х годов над закомарами были разобраны.
Северный фасад собора. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
В 1947 – 1954 гг. проводились работы по реставрации Успенского собора. Храм был реставрирован в существующем на тот момент объёме с сохранением поздних наслоений одновременно с обнаружением элементов древней архитектуры в пределах их сложившегося облика.
Ныне Успенский собор это крестово-купольный, 6-столпный, 3-нефный, 3-апсидный, 4-главый храм. Высокие венчающие собор купола, не подавляют давний объём храма, а придают ему большую живописность, подчёркивая величие древнерусского здания.
Как уже отмечалось, в начале 1670-х годов Успенский собор получил барокковый внешний вид. Однако следует заметить, что декор наружных поверхностей стен был выполнен очень осторожно и тактично – лепка почти отсутствует, только фронтон западного фасада украшен изысканным картушем с головками ангелочков. Все остальные поверхности стен оставлены гладко заштукатуренными, что сохранило древний торжественный и строгий внешний вид храма. Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко.
Западный фасад. Источник – https://vandrivka.com.ua/yeletskij-monastir-m-chernigiv/. Фото без изменений
Восточный фасад. Источник – https://hotels24.ua/news/%D0%95%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%B2-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5-10231329.html. Фото без изменений
Южный фасад. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Успенский собор имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера.
План собора. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_pga4_0709,252268.html. Фото без изменений
1 – лестница на хоры;
2 – пристроенная Церковь св. апостола Иакова (усыпальницы черниговского полковника Я.К. Лизогуба);
3 – встроенная капелла (крестильня).
Успенский собор представляет собой четырёхугольник, расчленённый шестью крещатыми столбами на три нефа, завершающимися на востоке полукружиями алтарных апсид. Центральный неф намного шире боковых. Стройные линии опорных столбов переходят в подпружные арки, поддерживающие центральный купол. Размеры храма, без пристроенной церкви: длина – 29,6 метра, ширина – 19,2 метра, высота – 26,3 метра.
В XVIII веке, по свидетельству А.Ф. Шафонского, Успенский собор имел пять престолов. Главный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, устроен на том месте, где, по преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны – Архистратига Михаила, в левом нефе, упразднённый в 1834 году, дополнительный престол в честь Рождества Иоанна Крестителя. В южном продолжении хоров, именуемом капеллой игумена, был устроен Престол святого великомученика Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в капелле-крещальне – Престол в честь Рождества Христова. Позже тут была оборудована капелла, где часто служились молебны с акафистами (православная церковная гимнография), а иногда и панихиды.
В начале XX века в соборе было всего три престола: главный, во имя Успения Пресвятой Богородицы; с правой стороны – в честь Архистратига Михаила, а на хорах – во имя святого великомученика Георгия Победоносца.
От древней отделки интерьера собора практически ничего не сохранилось. Внутренние поверхности стен храма просто побелены.
Археологические раскопками в соборе зафиксировали остатки полов позднего времени: сгоревший деревянный до ХVІІ века и чугунный – сохранились отдельные плиты, который в 1876 – 1882 гг. был заменён на деревянный.
Доминирующим элементом интерьера Успенского собора был великолепный трёхъярусный золочённый резной барокковый иконостас 1670-х – 1680-х гг., композиционное и художественное решение которого подражало иконостасу Успенского собора Киево-Печерской лавры. Иконостас занимал ширину всех трёх нефов, и был одним из лучших в Украине. Даже после реконструкции в 1860 году и ремонта 1869 года иконостас сохранял черты давно минувшей эпохи. До нашего времени иконостас не сохранился, он был уничтожен в 1920-х годах. Его можно увидеть только на старых фотографиях, помещённых в книге «Картины церковной жизни Черниговской епархии» изданной в 1911 году. На фотоснимках видно, как в едином идейно-художественном замысле объединились живопись и необыкновенно выразительная резьба. Громадная плоскость иконостаса поднималась высокой стеной и выглядела как диковинная златотканая завеса. В густой резьбе преобладала своеобразная арабеска из элементов, напоминающих обломки раковин, выступающих из сочного растительного орнамента. В сплошное кружево растительных плетений и вьющихся гирлянд кое-где вставлены подсолнечники и цветы. Разделяющие иконостас колонки увиты виноградными гроздьями. В этой пышной и торжественной резьбе был запечатлён дух той эпохи.
Центральная часть иконостаса. Источник – Картины церковной жизни Черниговской епархии, 1911 год. https://www.gorod.cn.ua/city/knigi-o-chernigove/919-chernigovskii-eleckii-svjato-uspenskii-zhenskii-monastyr.html. Фото без изменений
Фрагмент иконостаса. Источник – Картины церковной жизни Черниговской епархии, 1911 год. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_208-06,252275.html. Фото без изменений
Подлинной жемчужиной ювелирного искусства XVII века является массивный серебряный позолоченный оклад «Евангелия» 1674 года, вклад архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (в миру – Лука Васильевич Баранович) в ризницу Успенского собора.
Оклад «Евангелия» архиепископа Лазаря (Баранович) из ризницы Успенского собора. 1674 год. Экспонируется в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского. Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений
На лицевой стороне оклада, на угловых фигурных накладных пластинках, в невысоком рельефе чеканены изображения евангелистов, трое из которых сидят за столиками с письменными принадлежностями. В центре расположен фигурный картуш с изображением Деисуса – сидящего на троне Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем (Предтечей). Вверху между угловыми фигурными пластинами с евангелистами помещено прорезное силуэтное изображение распятия с предстоящими. Всё остальное поле оклада покрыто прорезным орнаментом, состоящим из тонких изогнутых веток с листьями и цветами роз и гвоздик, очень напоминающим рисунки на тканях и на гравированных заставках книг того времени. На нижней доске оклада на углах расположены выпуклые розетки – «пукли», на которых покоится Евангелие, когда лежит на престоле. В центре нижней доски в овале помещён рельеф с изображением князей Владимира, Бориса и Глеба – первых и наиболее почитаемых отечественных святых, призванных подкреплять авторитет общественных деятелей XVII века. На пластинке вверху, в расходящихся лучах, выгравировано изображение Богоматери – «Знамение», а внизу – святые архиепископы Амвросий и Лазарь. В кружево прорезной ажурной композиции фона удачно вкомпонованы святительские атрибуты с инициалами Лазаря Барановича.
Успенский собор был украшен росписью ХVІІ – ХVІІІ вв. обновлённой в 1876 – 1882 гг. В XIX веке стены храма были расписаны достаточно посредственной живописью, в которой преобладали орнаменты. До наших дней сохранились фрагменты стенописи XVIІІ века в виде орнаментов и отдельных композиций.
После того, как в Елецком монастыре в 1992 году возобновилась религиозная жизнь, начались работы по внутренней отделке Успенского собора для того, чтобы возобновить богослужения осенью 1998 года.
Нынешний иконостас. Источник – https://inok.info/monasteries/74/?lang=ru. Фото без изменений