ОПИСАНИЕ ХРАМА C XVII ВЕКА

Борисоглебский храм многократно разрушался, перестраивался, восстанавливалсяприобретая каждый раз новые черты, как внешне, так и внутри. Значительные его перестройки были осуществлены в XVII – XIX вв.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\67) Е 2020.jpg

Перестройки Борисоглебского храма с XII – до начала XX вв. Со стенда Борисоглебского собора. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 16271628 гг. доминиканцы, которым Борисоглебский храм передал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза (польск. Zygmunt III Waza), перестроили храм, придав ему вид костёла. При восстановлении верхних сводов, древние закомары были разобраны. Своды установили значительно ниже древних, на уровне капителей полуколонн был сделан горизонтальный карниз, а сами полуколонны сбиты, пробили высокие стрельчатые окна, подобно готическим сооружениям. Восточную часть (древние апсиды) храма разобрали и заменили более удлинённой на восток новой гранённой конструкцией укреплённой контрфорсами, с устройством в ней католического престола. В ходе исследований Борисоглебского собора в 1950-х годах в восточной части храма обнаружена кладка от перестройки 16271628 гг. где был использован кирпич-плинфа из руин неизвестного пока сооружения, находившегося, по-видимому, неподалёку. Сортамент плинфы этого здания показывает, что оно относилось к концу XII века, и по характеру архитектурных форм было близко к типу Пятницкой церкви. Его плинфа имела писанные острым инструментом знаки на их постельной стороне, что является её характерной чертой.

D:\borisoglebskiy-25 (1).jpg

Знаки неизвестного здания, составлены Н.В. Холостенком. Источник – https://arheologija.ru/holostenko-issledovaniya-borisoglebskogo-sobora-v-chernigove/. Фото без изменений

.

В 1659 году Борисоглебский храм был реконструирован и существенно перестроен. Над храмом с востока установили новый купол, также был заменён и центральный купол.

В 1672 году к западному фасаду Борисоглебского собора пристроили восьмигранную башню-ротонду (колокольня-притвор) под высоким барочным куполом с 3-ярусным завершением. На боковых фасадах собора надстроили фронтоны. Храм получил объёмно-пространственную композицию трёхкупольного храма украшенного в стиле барокко.

В начале XVIII века над Борисоглебским собором установили ещё два небольших купола с северной и южной сторон, и храм стал пятикупольным с многоярусными завершениями.

В 1857 году Борисоглебский собор подвергся новой реконструкции. Его восточная (апсидная) часть XVII века была разобрана и заменена новой с увеличением её длины на восток, пристроив прямоугольный объём с одной гранёной апсидой. Тогда же убрали боковые купола, а формы центральных переделали, подогнав их к формам классицизма.

В 1881 году интерьер собора был оформлен росписью, воспроизведя орнаменты из собрания вице-президента Императорской Академии художеств, российского художника-любителя и архитектора князя Григория Григорьевича Гагарина, в 1887 году изданы как «Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным». До конца XIX века росписи ещё несколько раз дополнялись и обновлялись.

В 1889 году стены, своды, столбы и купол Борисоглебского собора были богато орнаментированы масляной росписью выполненной киевским художником Николаем Ивановичем Мурашко (укр. Микола Іванович Мурашко). Эта живопись была утрачены во время Второй мировой войны в 1941 – 1943 гг.

На протяжении истории у Борисоглебского храма было несколько иконостасов, но сохранились сведения лишь о двух – конца XVIII века и XIX века. Последний был установлен в 1861 году, он изготовлен по проекту российского архитектора Николая Ефимовича Ефимова (умер в 1851 году). Иконы для иконостаса были выполнены художником Василием Макаровичем Пешехоновым (умер в 1888 году).

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\55) Е 2020.jpg

Иконостас 1861 года. Со стенда в Борисоглебском соборе. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Иконостас 1861 года был утрачен во время Второй мировой войны в 1941 – 1943 гг.

До нашего времени сохранились только кованные серебряные позолоченные Царские врата иконостаса 1702 года. Для их изготовления при содействии и на средства гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы (укр. Іван Степанович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn), был использован материал фигуры «серебряного идола», обнаруженного в 1702 году во время рытья котлована для храмовой колокольни.

Версия о «найденном идоле» берёт своё начало в труде российского историка Левобережной Украины Афанасия Филимоновича Шафонского (умер в 1811 году), откуда была растиражирована в краеведческой и научной литературе последних двух веков, этим отчасти и объясняется неопределённость места «находки»: «Царскіе врата сребряныя кованныя, чеканной хорошей работы… 1701 года съ помощію писаря Генеральнаго Карпа Ивановича Мокріевича, сделанныя. Когда 1701 года подъ монастырскую колокольню рытъ фундаментъ, то найденъ въ земле сребный идолъ, который на сіи Царскія врата употребленъ». Кроме того, А.Ф. Шафонский также ошибочно указывает не на то лицо, говоря о заказе ворот, мотивируя это тем, что «видел пластинку с инициалами „К. М.“ (Карп Мокриевич)», однако это не подтверждается никаким другим источником.

По результатам химического анализа установлено, что основные части врат действительно изготовлены из легированного серебра 875 пробы, доказать, что материалом для изделия послужил цельный кусок серебра (в данном случае – идол), как и обратное, невозможно, поскольку такой химический состав серебра, в целом, характерен для европейской ювелирной пластики того времени.

D:\1 (3).jpg

Царские врата иконостаса Борисоглебского собора. Начало XVIII века. Фото 1982 года. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/9.php. Державний архів Чернігівської області. Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. Москва, Лейпциг, 1982. С. 270. Фотографія. Фото без изменений

.

Впервые на клейма, которые могли бы свидетельствовать об авторстве и месте изготовления Царских врат (буквы «PID» и символ «der Pinienzapfen» стилизованное изображение шишки с короной внизу) обратил внимание в 1985 году украинский искусствовед, краевед Андрей Антонович Карнабед (укр. Андрій Антонович Карнабіда). Его открытие позволило исследователю Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» Ольге Травкиной (укр. Ольга Травкіна) в её научных изысканиях доказать, что указанные изображения действительно являются клеймом мастера-ювелира из дома Дрентветтов, и изображением герба Аугсбурга соответственно.

Таким образом, было выяснено, что Царские врата были изготовлены по заказу гетмана Ивана Степановича Мазепы в немецком городе Аугсбург (нем. Augsburg, ныне город административный центр округа Швабия федеральной земли Бавария, ФРГ) мастером Филиппом Якобом IV Дрентветтом. На створке ворот внизу, изображён герб гетмана И.С. Мазепы, справа прикреплена табличка с вырезанной датой 1702 год.

D:\RoyalDoors_Chernihiv_Mazepa_Detail.JPG

Герб гетмана И.С. Мазепы на Царских вратах. Он был прикрыт накладкой, что спасло его от уничтожения. Серебро с позолотой. Фото 11 сентября 2011 года. Автор – Mykola Swarnyk. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

D:\RoyalDoors_Chernihiv_Mazepa.JPG

Серебряные позолоченные Царские врата иконостаса начала XVIII века. Экспонируются в Борисоглебском соборе. Фото 11 сентября 2011 года. Автор – Mykola Swarnyk. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

Композиция врат, пластическая особенность трактовки аканта (лат. acanthus, многолетние травянистые растения). Между традиционными для царских врат четырьмя фигурами евангелистов, расположены изображения со сценами «Благовещения» в медальонах и композиция «Моисеевого дерева», которые поднимаются от основы врат вверх по створке, заканчивающейся фигурой Иисуса Христа в нимбе из позолоченных лучей. Рисунок спроектирован кем-то из черниговских художников. Прямые аналогии им, встречаются в гравюрах книг того времени, изданных в черниговской типографии.

Царские врата из Борисоглебского собора являются шедевром на территории Украины. Общая их высота3,45 метра, вес – около 56 кг (с каркасом), а чистого серебра более 20 кг. Как уникальное произведение искусства эпохи барокко они были показаны на выставках в Национальном музее истории Украины (укр. Національний музей історії України) в Киеве в 20082009 гг. и в Украинском музее (англ. The Ukrainian Museum) в НьюЙорке (англ. New York City), США.

После перестроек осуществлённых в XVII – XIX вв. первоначальный облик древнего Борисоглебского храма удалось восстановить только по результатам исследований, проведённым в 1948 – 1952 гг. советским архитектором Николаем Вячеславовичем Холостенком. 

В 19521958 гг. Борисоглебский собор был капитально реконструирован с целью возвращения ему первоначальных (древнерусских) форм за проектом и под руководством Н.В. Холостенка. Согласно проекту все наслоения XVIIXIX вв. были безжалостно снесены. В ходе этих работ были разобраны: повреждённая авиабомбой западная пристройка к храму 1672 года – восьмигранная башня (колокольня-притвор), а также восточная часть собора середины XIX века восстановлены древние апсиды. Галереи и каплицы окружающие первоначальный храм из-за отсутствия необходимых данных об их облике не восстанавливались. От них уцелели только нижние части стен и фундаменты, над их остатками соорудили кирпичную кладку.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

План Борисоглебского храма XII века. Источник – Ситий Ю.М. Християнські поховальні пам’ятки давньоруського Чернігова. – Чернігів: Десна Поліграф, 2013. – С. 22. Фото без изменений

.

D:\2560px-thumbnail.jpg

Вид с северо-запада. Фото 6 мая 2016 года. Автор – Іван Биков. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

D:\htmlconvd-FiPMAz31x1.jpg

Северный фасад. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4/. Фото без изменений

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\1) Церковь Бориса и Глеба\79) Е 2020.jpg

Вид с юго-востока. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА C XVII ВЕКА отключены