СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

Святослав Ярославич, князь Черниговский, великий князь Киевский, умер 27 декабря 1076 года в Киеве в возрасте 49 лет. Память местночтимого святого Чернигова – благоверного князя Святослава совершается: 21 мая (3 июня).

Святослав Ярославич впервые упоминается на страницах летописей под 6535 (1027) годом: «Родился третий сын Ярослава, и нарече имя ему Святослав». Второй раз в 6562 (1054) году, когда великий князь Киевский Ярослав I «Мудрый» (укр. Ярослав Володимирович) поделил Русь между сыновьями. Биография Святослава между этими датами точно не известна. Ряд историков, например российский историк Сергей Викторович Алексеев, утверждали, что при жизни отца Святослав сидел князем во Владимире-Волынском.

Князь Святослав, как и его отец, был большим любителем книг и книжных собраний и наполнил книгами свои клети, он также заботился о распространении просвещения.

D:\Печать_Святослава_II_-_Изображение_князя_Святослава_в_полный_рост_с_крестом_в_правой_руке.jpg

Изображение князя Святослава в полный рост с крестом в правой руке на печати князя. XI век. Источник – https://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=1856699&st=20. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

В историю культуры князь Святослав Ярославич вошёл как заказчик так называемого «Изборника Святослава» (укр. Ізборник Святослава), переписанного для него в 1073 году в Софии Киевской. Рукопись открывается интересным разворотом, на левой стороне которого находится миниатюра с изображением князя Святослава с семьёй, на правой – восседающий на престоле Спас. На третьем листе «Изборника» изображены орнаментированные трёхглавые храмы, дальше – четыре портретные миниатюры.

Наибольший интерес представляет миниатюра с первым древнерусским групповым портретом реальных людей.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Изборник_Святослава,_XI_век._Княжеская_семья.png

Миниатюра-фронтиспис из «Изборника» 1073 года. «Изборник» хранится в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, № 1043) в Москве, Российская Федерация. Общественное достояние. Фото без изменений

.

На миниатюре мы видим Святослава (крайний справа) и его жену, она названа просто «княгыня», а также 5 сыновей: Глеба, Олега, Давыда, Романа, Ярослава. Во втором ряду стоят старшие сыновья Святослава. Третий слева из них – Давыд. В центре маленький Ярослав и, предположительно, его мать Ода. При этом можно заметить, что Ярослав показан отдельно от братьев и значительно моложе их. Это объясняет то, что в «Повести временных лет» Ярослав появляется значительно позже его братьев – первое упоминание относится только к 1096 году, в то время, как его старшие братья начинают упоминаться уже в 1060-х годах.

Не отличаясь высокими художественными достоинствами, миниатюра является ценнейшим источником по истории древнерусского княжеского костюма. Фигуры, нарисованные фронтально, трактованы плоскостно, с большой декоративностью.

Крупнейший знаток древнерусской рукописной книги советский книговед Николай Николаевич Розов (умер в 1993 году) справедливо отметил, что «Изборник» стал первой русской энциклопедией, охватившей широчайший круг вопросов, причём не только богословских и церковно-канонических, но и по ботанике, зоологии, медицине, астрономии, грамматике, поэтике.

Печать князя Святослава Ярославича, 2-я треть XI века. Свинец, чеканка. Диаметр – 35-36 мм (24/21 мм), толщина – 4 мм, вес – 43,8 г. Происходит из коллекции «Музея Шереметьевых» (укр. Музей Шереметьєвих), Киев (VP–1019). Источник – #SaveSpas_together. Фото без изменений

На лицевой стороне печати поясное изображение св. Николая Мирликийского, на обратной стороне представлен князь в полный рост в парадном византийском убранстве. В правой руке, согнутой в локте и отведённой в сторону, правитель держит скипетр-крест на длинном держаке, а в левой – шар. В оформлении этой княжеской печати ощутимо влияние византийской императорской буллы. 16 июня 2024 года «Музей Шереметьевых» (укр. Музей Шереметьєвих) подарил этот уникальный экспонат, единственный экземпляр в Музейном фонде Украины, Национальному архитектурно-историческому заповеднику «Чернигов древний» и он теперь экспонируется в Спасо-Преображенском соборе.  

Святослав Ярославич был большим любителем музыки и театральных представлений. При его дворе, вероятно, содержалась группа музыкантов и скоморохов. Об этом мы узнаём из «Жития Феодосия Печерского». Когда печерский старец вошёл в храм, то его взору открылась картина музыкально-театрализованного представления. «И се видѣ многыя играюща прѣдъ нимъ: овы гусльныя гласы испушающемъ, другыя же оръганьныя гласы поющемъ, и инѣмъ замарьныя пискы гласящемъ, и тако вьсѣмъ играющемъ и веселящемъся, яко же обычаи есть прѣдъ князьмь».

В 1076 году великий князь Киевский Святослав Ярославич заболел. Исследователи полагают, что в граффито на стене Софийского собора в Киеве: «Спаси, Господи, кагана нашего» речь идёт именно о нём. Родственники Святослава привели двух греческих врачей, проведших неудачную хирургическую операцию на шейном нарыве («резанье желве» – разрезания опухоли), из-за чего князь 27 декабря 1076 года умер, став первой известной на Руси жертвой неудачной хирургической операции. Есть версии, что родственники это специально подстроили.

В начале 1077 года тело князя Святослава Ярославича было перевезено из Киева в Чернигов и положено, согласно летописи, «у святого Спаса».

Основываясь на археологических исследований 2012 – 2014 гг. и исходя с датировки Южной пристройки, середина XI века, по мнению украинского археолога Елены Евгеньевны Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко) имеются определённые основания считать её усыпальницей князя Святослава Ярославича.

Комментарии к записи СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ отключены