ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ

Ярослав Всеволодович, князь Черниговский, умер в 1198 году в Чернигове, в возрасте 59 лет.

По смерти князя Черниговского Святослава Ольговича в 1164 году между Святославом Всеволодовичем и его двоюродным братом Олегом Святославичем было заключено соглашение: Чернигов достался Святославу, а Новгород-Северскийне его младшему брату Ярославу Всеволодовичу, а Олегу. После смерти Олега в январе 1180 года, Новгород-Северский вновь, не Ярославу Всеволодовичу, а Игорю Святославичу. Вплоть до смерти Олега Святославича, Святослав не уступал и Чернигов своему младшему брату Ярославу, даже переходя на великое княжение в Киеве. По версии российского и советского историка Александра Евгеньевича Преснякова (умер в 1929 году), Олег Святославич уступил Чернигов Святославу Всеволодовичу без права последующей передачи города – Ярославу Всеволодовичу.

В 1194 году, после смерти своего брата великого князя Киевского Святослава III Всеволодовича (укр. Святослав Всеволодович), Ярослав, согласно лествичному принципу, стал старшим среди Ольговичей.

В 1195 году великий князь Киевский Рюрик Ростиславич (укр. Рюрик Ростиславич) направил к Ольговичам послов с требованием отказаться от притязаний на Киев за себя и за своих потомков. На это был дан гордый ответ, направленный не Рюрику, а Всеволоду Юрьевичу «Большое Гнездо», великому князю Владимирскому (см. Российская Федерация): «Раз ты сам нам вменил Киев, то нам и блюсти его для тебя и для свата твоего Рюрикана том и стоим. Если же отречься от него велишь совершенно, так мы не угры и не ляхи, но одного деда внуки. При вашей жизни его не ищем, а после васкому Бог даст». Это стало началом очередной общерусской войны 1195 – 1196 гг.

Вскоре после окончания войны князь Ярослав Всеволодович умер. Ипатьевская летопись датирует это событие 6706 годом по «мартовскому» исчислению (1198/1199 год), Радзивилловская 6708 годом по «ультрамартовскому» исчислению (1199/1200 год); в историографии фигурируют 1198 и 1199 годы. Известно, что перед смертью князь в соответствии с династической традицией принял постриг под именем Василий. Ярослава Всеволодовича похоронили в Церкви св. Спаса в Чернигове: «И епископ, игумены, и сыновья его, положиша князя в церкви святого Спаса, в епископий того града».

Князь Ярослав Всеволодович упоминается в «Слове о полку Игореве»литературном памятнике предположительно XII века, где главным героем является его двоюродный брат. В своём «Златом слове» Святослав Всеволодович говорит: «А уже не вижу власти сильного и богатого брата моего Ярослава, с воинами многими, с черниговскими боярами, с могутами, и с татранами, и с шельбирами, и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами. Все они и без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня в прадедней славой». Семантика многих слов остаётся неясной, как и общий смысл данного пассажа. По одной из версий, Святослав констатирует, что Ярослав не смог удержать своего вассала Игоря от сепаратного похода; по другой, речь о том, что Ярослав не хочет участвовать в общерусской борьбе с кочевниками. Советский и украинский филолог, историк и исследователь «Слова о полку Игореве» Борис Иванович Яценко (укр. Борис Іванович Яценко, умер в 2005 году) считал, что весь этот пассаж не мог быть написан при жизни Ярослава Всеволодовича. Отсюда один из вариантов датировки «Слова о полку Игореве»после 1198 года.

Автор Ипатьевской летописи считал Ярослава Всеволодовича отчасти виновным в поражении Игоря Святославича в 1185 году: именно присланный этим князем отряд первым побежал с поля боя, и Игорь попал в плен, когда пытался остановить бегство.

Многие исследователи дают деятельности Ярослава Всеволодовича негативные оценки, говоря о его нерешительности, о нежелании воевать с половцами как проявлении династической традиции. По мнению советского и российского археолога Бориса Александровича Рыбакова (умер в 2001 году), Ярослав «ничем особым не проявил себя (или его летопись до нас не дошла и мы мало знаем о нём). Он по традиции не любил выступать против половцев, в чём его и укорил автор „Слова“». Советский и украинский историк Леонид Ефремович Махновец (укр. Леонід Єфремович Махновець, умер в 1993 году) так характеризует этого князя: «Этот могущественный властитель был очень осторожен и нерешителен. Он выделил Игорю и Всеволоду только вспомогательную дружину, тех самых ковуев, которые бежали… с поля боя. Сам же Ярослав со своим большим и сильным войском в поход не пошёл».

Таким образом, многие учёные считают Ярослава Всеволодовича малопримечательной личностью, продолжателем традиционной для Ольговичей политики союза с половцами, но есть и альтернативные мнения.

Советский и российский писатель Андрей Петрович Комлев (умер в 2021 году) и К.К. Белокуров отмечают, что Святослав в «Слове» обращается к Ярославу как к равному. Б.И. Яценко констатировал, что в ходе усобицы 11951196 гг. Ярослав «сумел отстоять независимость и целостность Черниговской и Северской земель». В 1185 году, по мнению этого учёного, черниговский князь действовал в тесном союзе с Игорем и добился включения Северского княжества «в систему обороны собственно Русской земли».

Комментарии к записи ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ отключены