КУРГАН «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»

Курган «Чёрная могила» в Чернигове (укр. Курган «Чорна могила» у Чернігові). Курган Древней Руси 2-й половины X века, археологический памятник национального значения, объект культурного наследия Украины, номер: 74-101-0015. Курган «Чёрная могила» является единственным княжеским захоронением в Восточной Европе, которое сохранилось до наших дней. Он является самой большой могилой (курганом) на территории Чернигова, часть Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній»). Охранный № 250004-Н.

D:\Чернігів_Курган_Чорна_Могила_Панорамний_вид_Квітень_2016 (1).jpg

Памятник археологии «Чёрная могила». Фото 16 апреля 2016 года. АвторNomad0212. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

Местонахождение кургана. Курган находится по улице Князя Чёрного (укр. Вулиця Князя Чорного) возле дома № 4, у пересечения с улицей Тихой (укр. Тиха вулиця), на территории школы напротив Елецкого монастыря.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Источник – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0#/map/0. Фото без изменений

.

Описание кургана. Курган имеет округлую форму со срезанной вершиной. Его высота от основания на сегодня составляет около 6 метров, первоначальнаяоколо 12 метров, диаметр у основания – 40 метров, длина окружности основания 125 метров, объём 6000-7000 м³, а его площадь превышает 300 м². В древности курган был окружён рвом глубиной 4 метра и шириной до 7 метров. Поверхность кургана задернована.

D:\NSH_Chernigiv_Kurgan_Chorna_Mogyla_001.JPG

Обелиск 1908 года на кургане. Фото 28 сентября 2013 года. Автор – Nataliya Shestakova. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

На кургане стоит, установленный в 1908 году, обелиск. Он представляет собой прямоугольную пирамиду из чёрного полированного гранита, завершающуюся стилизованным изображением шлема древнерусского воина. На одной стороне вырезана надпись старославянским шрифтом: «Курган Черная Могила раскопан профессором Д.Я. Самоквасовым 18721873». Все стороны обелиска украшают отчеканенные изображения предметов, найденных в могиле. Обелиск установлен на гранитном постаменте. Высота – 1,5 метра.

У подножия кургана установлена большая глыба красного гранита с охранной доской.

D:\10.jpg

Охранная доска. Фото май 2016 года. Источник – https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298051-d3336569-Reviews-Black_Grave_Burial_Mound-Chernihiv_Chernihiv_Oblast.html#/media-atf/3336569/190625996:p/?albumid=-160&type=0&category=-160. Фото без изменений

.

История кургана. В 960-х годах, примерно в эпоху великого князя Киевского Святослава I Игоревича (укр. Святослав Ігорович), у стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей, сожжёнными, по языческому обычаю, на погребальном костре. Умерших проводили, выпив в их честь из священных сосудов – турьих рогов, окованных серебром. После тризны курган досыпали.

D:\p-cm1.jpg

Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений

.

Впервые в летописях «Чёрная могила» упоминается под 6655 (1147) годом.

Согласно местному преданию, в «Чёрной могиле» нашёл последнее упокоение легендарный основатель Чернигова князь Чёрный (укр. Чорний). Местные жители часто копались в кургане.

На первом рукописном плане Чернигова «Абрис Черниговский» (укр. Абрис Чернігівський) 1706 года, к северу от Третьяка изображён курган, который отождествляют с «Чёрной могилой». Его высота до вершины 4 сажени (8,5 метра), длина окружности основания 58 саженей (124 метра).

В XIX веке исследователям уже были известны предания, связанные с основанием Чернигова и легендарным основателем этого города неким князем Чёрным, который воевал с хазарами или древлянами и погиб в сражении с ними. В Чернигове старожилы показывали Курган «Чёрную могилу» и Курган «Княжны Чёрной», считавшиеся соответственно могилами князя Чёрного и его дочери, которая якобы выбросилась из окна своего терема, лишившись, таким образом, жизни во время осады Чернигова хазарским каганом (древлянским князем), пленившимся её красотой.

D:\Черная-могила_1880-643x580.jpg

Курган «Чёрная могила». 1870-е годы. Иллюстрация из книги французского географа и историка Жака Элизе Реклю «Новая универсальная география. Земля и люди». – Т. 5 «Скандинавская Европа и Россия», 1880. – Париж (фр. Jacques Elisee Reclus. Nouvelle Geographie Universelle La Terre et les Hommes V: L’ Europe Scandinave, Russe etc. – Paris: Hachette & Cie., 1880). Источник – https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uiuo.ark:/13960/t3223268f&view=1up&seq=250. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Курган был раскопан в октябре 1872августе 1873 гг. (два полевых сезона) российским историком права и горячим энтузиастом археологии, исследователем Черниговских курганов Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым.

D:\black_grave_03.jpg

Раскопки кургана археологической экспедицией Д.Я. Самоквасова. Фото 1872 года. Источник – https://chernex.org.ua/places/place_08-1.html. Фото без изменений

.

Погребение в могиле было совершено по обряду кремациирупосожжение). Под насыпью обнаружены остатки большого погребального костра, на котором были сожжены усопшие. В погребальном костре найдены обгоревшие кости двух знатных воинов – постарше и помоложе в полном военном облачении, и женщины. По предположению исследователей в кургане погребены отец и сын, а также, существует мнение – рабыня.

D:\p-cm600438.gif

Реконструкция погребение. Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений

.

На месте, где находились покойники, в радиусе три с небольшим метра, найдены: 2 шлема?, фрагменты 2 кольчуг, детали украшения, византийская золотая монета 945959 гг., поясные кольца и бронзовые наконечники поясов, серебряная круглая фибула для плаща, остатки расплавленных в огне золотых и серебряных украшений, ключи, замки, топоры, ножи, долота и скобель.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

План остатков погребального костра. Источник – Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2008. – С. 336. Фото без изменений

.

В бронзовом горшке находилось более сотни бабок-игральных костей и бронзовая битка к ним, предназначенных для игры, а также полусферические костяные фигурки с шариком наверху, тоже служившие для какой-то игры. К этой же категории находок принадлежат костяные брусочки, помеченные очками от одного до шести.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\black-grave-1.jpg

Спёкшиеся предметы и горшок с бабками-игральными костями. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений

.

Рядом со старшим воином находилась груда оружия: 2 меча, сабля, наконечник копья, седло со стременами, наконечники стрел, у ног остатки щита с медной оковкой.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\black-grave-2.jpg

Спекшийся в огне конгломерат предметов. Фото Д.Я. Самоквасова. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений

.

Рядом с оружием находились железный сосуд с костями барана и бронзовая жаровня с углём. У ног погребённого были положены две оседланные лошади.

Среди вещей, связанных с женщиной у её ног десять железных серпов и обгоревшие зёрна. К числу женских вещей относятся височные кольца, остатки серебра, золота и стекла от расплавившихся украшений, обломки костяных гребней, глиняное пряслице, бронзовая и костяная проколки.

Западную часть кострища, у изголовья погребённых, занимали стоящие полукругом двенадцать деревянных вёдер, вероятно, с напитками – мёдом, вином и пивом, от которых осталась железная оковка, и два железных сосуда. Здесь же находились два глиняных горшка, наготовленных на гончарном круге и украшенных линейным орнаментом.

В верхней части насыпи, примерно на высоте 7 метров от основания обнаружены остатки тризны: 2 золотые, наверное, потерянные византийские монеты времён императора Василия I «Македонянина» (греч. Βασίλειος Α΄ ὁ Μακεδών, император 867886 гг.). А также, по-видимому, ритуальные предметыбольшой железный котёл, наполненный пережжёнными бараньими и птичьими костями и клочьями бараньей шерсти, поверх которых лежала голова барана, около котла два жертвенных ритуальных ножаскрамасакса, маленькая антропоморфная фигурка («идол») и два турьих рога в серебрянной чеканной оправе.

Д.Я. Самоквасов установил примерное время погребения. Найденный в могиле инвентарь относился к княжескому и военно-дружинному быту 2-й половины X века, золотая византийская монета 945959 гг., сохранность которойне была в употреблении, и другие предметы позволили датировать курган 960-ми годами. Учитывая, тот факт,  что ранее своего изготовления монета попасть в курган никак не могла бы, а крещение Руси произошло  в 989 году, и князей уже хоронили по христианским погребальным обрядам, то промежуток времени, в течение которого была возведена насыпь после кремации, колеблется в пределах не более 20-30 лет и относится именно ко 2-й половине X века. На знатность рода указывали колоссальный размер могильника, и похороны были совершены с большими почестями.

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Реконструкция этапов строительства кургана Чёрная могила, по Б.А. Рыбакову. Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений

.

На основе археологического исследования этого кургана сложилось более или менее точное представление о погребальном обряде древних северян языческих времён. В то время существовал двойной обряд погребения. Вначале вокруг будущего кургана начинали копать ров, а землю из него насыпали в центр, создавая земляную возвышенность, которая давала свободный доступ воздуха в погребальный костёр, что способствовало лучшему горению. На этой горизонтальной площадке сооружали бревенчатый «дом мертвых» символический дом («домовина») для усопших, в который помещали их тела, сюда же клали оружие, домашнюю утварь, животных и орудия труда, а для князя – коня, слуг и даже женщину – всё то, что требовалось в их представлении в загробном мире. Затем погребальную домовину доверху обкладывалась дровами и хворостом и поджигалась. После того как погребальный костёр догорал над пепелищем насыпали землю, углубляя ров, увеличивая высоту насыпи в несколько раз. Затем на насыпи совершался обряд тризны – поминальный обед с состязаниями и военными играми в честь умершего воина. Обряд поминок сохранился до наших дней, несмотря на то, что Церковь долго боролась с ним. После этого курган досыпали. На вершине кургана устанавливался столб.

Украинский историк Николай Иванович Костомаров (умер в 1885 году) назвал раскопки кургана Д.Я. Самоквасовым «новостью важной и неожиданной для русского историка»: ведь предметы погребального предметного комплекса кургана практически полностью совпали с подробным описанием похорон богатого руса-язычника, составленным очевидцемарабским путешественником и писателем 1-й половины X века Ахмадом ибн Фадланом ибн аль-Аббасом ибн Рашидом аль-Багдади (араб. أحمد بن فضلان بن العباس بن راشد البغدادي‎).

В 1875 году Дмитрий Яковлевич Самоквасов представил результаты своих раскопок на заседании III Археологического съезда в Киеве. Находки вызвали сенсацию, особенно после Всемирной выставки в Париже 1878 года (фр. Exposition Universelle de 1878). Британский музей (англ. British Museum) пытался даже выкупить коллекцию для своей экспозиции.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Источник – file:///D:/-8-2048.webp.Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Курган «Чёрная могила». Гравюра, выполненная по фотографии для капитального труда Жака Элизе Реклю «Новая универсальная география. Земля и люди». 1880 год. Французский гравёр Шарль Барбан (фр. Charles Barban). Английский рисовальщик Т. Тейлор (англ. T. Taylor). Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений

.

В 1891 году материалы раскопок Д.Я. Самоквасов передал в Императорский российский исторический музей (ныне Государственный исторический музей в Москве, Российская Федерация), где они находятся и поныне. Часть экспонатов, которые Д.Я. Самоквасов передал музею Императорского Киевского университета Святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) и некоторые частные коллекции, в конце XIX – в начале XX века были безвозвратно утрачены. (Артефакты из кургана)

D:\p-cm345488 (1).jpg

Славянский воин X века. Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений

.

В 1908 году на вершине кургана был установлен гранитный обелиск.

До сих пор среди исследователей не утихают дискуссии по поводу того, кто именно был похоронен в «Чёрной могиле», каковы были его социальный статус и этническая принадлежность. Неизвестно, даже, сколько точно людей было погребено в курганеодин, двое или трое, его жена или рабыня.

Советский и российский археолог Борис Александрович Рыбаков (умер в 2001 году) на основе материалов раскопок Д.Я. Самоквасова пришёл к выводам, опубликованы в его работе «Древности Чернигова». – «Материалы и исследования по археологии СССР», № 11, 1949. – С. 49, что в кургане было похоронено 3 человека с сопровождающими их предметами. Согласно его выводам, в «Чёрной могиле» был похоронен не просто знатный и богатый военачальник, а князь, поскольку среди сопровождающего инвентаря были не только оружие и доспехи, но и предметы, связанные с языческим культом. Сочетать же обязанности воина и жреца мог только князь. Вторым погребённым в кургане был юноша-воиночевидно, близкий родственник старшего. Женщину, которая должна была сопровождать князя в потусторонний мир, вряд ли следует считать рабыней.  

В 1965 году постановлением Совета Министров УССР от 21 июля 1965 года 711 «Про утверждение списка памятников искусства, истории и археологии Украинской ССР» (укр. Про затвердження списку пам’ятників мистецтва, історії та археології Української РСР) присвоен статус памятник археологии республиканского значения под названием Курган X века Чёрная могила. Охранный 349/б.

D:\a102-09.jpg

Фото 4 апреля 1976 года. АвторМ.І. Жарких. Источник Негатека, № A102-09. Фото без изменений

.

Согласно устной народной мистификации в конце 1990-х годов, курган варьировался как «место захоронения князя Чёрного, основателя Чернигова». Подобные «легенды» Черниговщины краевед и сотрудник Украинского института национальной памяти (укр. Український інститут національної пам’яті (УІНП)) Сергей Горобец (укр. Сергій Горобець) охарактеризовал так: «В последнее время появилось немало публикаций, посвящённых происхождению названий поселений Черниговщины, опирающихся преимущественно на устную народную традицию. Такое «творчество» представляет собой достаточно поверхностные попытки объяснить топонимы, значение которых простому человеку ХІХХХ вв. не понятно. Об этом ярко свидетельствуют легенды и предания, не соответствующие действительности, но которыми местное население пыталось объяснить происхождение названий поселений. Для таких преданий присущи очевидная наивность и искусственность».

Найденная в кургане чёткая (то есть новая, неистёртая) византийская монета, отчеканенная в 945 – 959 гг. Константином VII «Багрянородным» (др.-греч. Κωνσταντῖνος Ζ΄ ὁ Πορφυρογέννητος) и его сыном Романом II «Младшим» (греч. Ρωμανός Β΄), датирует курган 960-ми годами. Таким образом, курган был насыпан не ранее 960-х годов. Согласно исследованиям, методом радиоуглеродного анализа фрагментов угля из погребального костра позволили получить интервал календарного возраста 9801025 гг., погрешность может составлять ±50 ВР (радиоуглеродных лет). Из всего этого возникает вопрос: если захоронение князя Чёрного и кого-то из его семьи состоялись в это время, то, как можно привязать имя князя к имени города, который впервые упоминается в летописи под 907 годом уже как второй город на Руси после стольного Киева. Ведь известно, что подобных размеров город должен был расти и развиваться не одно столетие. То есть, город существовал ещё до рождения похороненного в нём лица. Даже если князь Черный и был похоронен в кургане, никак не мог быть основателем Чернигова…

Советским и российским археологом и историком Дмитрием Алексеевичем Мачинским (умер в 2012 году) после сопоставления комплекса оружия из «Чёрной могилы» – два меча и сабля, неизвестная в русских дружинных курганах того времени, с рассказом «Повести временных лет» под 6476 (968) годом, высказано предположение, что в кургане похоронен современник великого князя Киевского Святослава I Игоревича, упомянутый в «Повести временных лет», как воевода Претич «с той стороны Днепра» (черниговская сторона). Он возглавил дружину и пришёл на помощь княгине Ольге, во время осады Киева в 968 году печенегами, и заключил мир с их ханом, обменявшись с ним оружием.

В 2001 году Курган «Чёрная могила» упоминается в Постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 года № 1761 «Про занесение памятников истории, монументального искусства и археологии национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины» (укр. Про занесення пам’яток історії, монументального мистецтва та археології національного значення до Державного реєстру нерухомих пам’яток України).

В 2004 году увлекательная версия была высказана И.Р. Василевским из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в статье «О ритуальном календаре и верованиях в дохристианской Руси. По археологическим материалам кургана Черная могила»: «Оценивая элементы обряда похорон, можно высказать предположения о событиях, связанных с погребённым в кургане князем, чьё имя до настоящего времени не установлено. Это захоронение относят к …эпохе князя Святослава… В 964967 гг. Святослав совершал походы в Хазарию, на вятичей и в Болгарию, а в 968 году произошло нападение на Киев печенегов, т.е. имели место многочисленные битвы, в одной из которых, возможно, и пали князь с княжичем, погребённые в Чёрной Могиле. Однако при реконструкции обряда похорон специалистами было отмечено, что после сожжения тел из кострища изъяли шлем с остатками черепа князя…, а позже, когда кости были возвращены на кострище и совершена тризна, курган довели до высоты 11 метров. Совершенно очевидно большое уважение к похороненным в кургане, и в то же время есть большая вероятность того что изъятие черепа связано с достаточно долго существовавшим обычаем, согласно которому голова (или череп) обидчика должна быть представлена «пострадавшей» стороне во избежание развития конфликта. При этом, согласно описанию памятника, оружие и доспехи мужчин были сложены грудой рядом с погребённымикак у разоружённых. В контексте событий 960-х годов предлагаю следующую версию происшедшего. Как известно, в 962 году по просьбе княжны Ольги германский король Оттон I направил в Киев католического епископа Адальберта. В том же году этот епископ был изгнан, а часть его людей убита. Святославу тогда было 20 лет и маловероятно, что он лично противопоставил себя представителям немецкого короля и своей матери. Вряд ли были способны на это и другие киевляне. В то же время от лица язычески настроенных полян и северян (основных племён среднего Днепра) мог выступить князь, который находился рядом, но имел самостоятельность во втором по значению городе на Руси X века – Чернигове… Согласно хроникам, конфликта с западными соседями не было, и можно предположить, что за счёт жизни семьи черниговского князя инцидент с германцами был исчерпан, а католическая епархия удалена из Руси… Такая трактовка событий согласуется и с договором князя Игоря с Византией от 945 году, на основе которого толковались тяжбы того времени между славянами и знатными «инородцами»: «…аще убьет христианин русина или русин христианина, да держим будет сотворивший убийство от ближних убиеннаго, да убьют его»… Произошедшее объясняет и последующее положение черниговских князейони обособились от Киева до середины XI века, а в усобицах между княжествами часто выступали в союзе с половцами, получив у современников печальную славу». И.Р. Василевский также считает, что женщина из «Чёрной могилы» «дала князю сына и ушла из жизни вместе с ним».

В 2009 году постановлением Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 года 928 «Про занесение объектов культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины» (укр. Про занесення об’єктів культурної спадщини національного значення до Державного реєстру нерухомих пам’яток України) присвоен статус памятник археологии национального значения с охранным № 250004-Н под названием Курган «Чёрная могила». Данное Постановление аннулировало предыдущие: Постановление Совета Министров УССР от 21 июля 1965 года № 711 и Постановления Кабинета Министров Украины от 28 октября 1996 года № 1421 и от 27 декабря 2001 года № 1761.

D:\Курган_Чёрная_могила.jpg

Фото 27 июня 2010 года. Автор – Тестов И.В. Лицензия –  Creative Commons AttributionShare Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

Курган «Чёрная могила» является единственным княжеским курганом Восточной Европы, дошедшим до наших дней. О том, что в кургане захоронен не просто знатный воин-дружинник, а князь свидетельствуют предметы, связанные с языческим культом, в частности, медный «идол» – сидящая человеческая фигурка с каким-то предметом в руке. В языческие времена, сочетая функции воина и жреца, светскую и духовную власть, князь был воплощением Космоса — целостной и гармоничной системы мирозданья, фигурой гораздо более мощной, чем современные главы государств.

«Большие курганы» Чернигова «Чёрную могилу», «Гульбище» и «Безымянный» сопоставляют с аналогичными погребальными комплексами Гнёздова (деревня в Смоленском районе Смоленской области Российской Федерации). В обряде «Чёрной могилы», «Гульбища», «Безымянного» кургана выступает исключительно сложный и пышный ритуал языческих сожжений, близкий по масштабам обрядности гнёздовских «больших курганов», но в целом развивающийся на основе несколько иных среднеднепровских традиций и никак не связанный с варяжским обычаем сожжений в ладье, составляющим специфику обрядности гнёздовских «бояр». Очевидно, что в «больших курганах» Чернигова и Гнёздова были похоронены люди, обладавшие огромной сакральной и военно-административной властью. Возможно, по мнению советского и российского историка-медиевиста, археолога, антрополога Владимира Яковлевича Петрухина, это русские князья или члены княжеского рода. Украинский археолог Татьяна Григорьевна Новык (укр. Тетяна Григорівна Новик) и археолог Юрий Юрьевич Шевченко (укр. Юрій Юрійович Шевченко, умер в 2015 году) считают, что речь идёт о самостоятельной по отношению к киевской, «черниговской династии». Имеется предположение, что на месте, которое называют Елецкой горой (укр. Єлецька гора), до основания Елецкого монастыря располагался княжеский двор – резиденция черниговских князей дохристианского времени, и один из этих князей и был похоронен рядом в «Чёрной могиле».

Бесспорно, что погребённые в Кургане «Чёрная могила» относились к элите Древней Руси периода её государственного становления. Однако, более всего у историков вызывает интерес этническое происхождение воина из «Чёрной могилы». И если ранее считалось, что это был местный племенной князь-славянин, то в последнее время всё больше свидетельств указывают на то, что это был викинг-варяг. Вероятно, все попытки определить его этнос обречены на неудачу. Дружинное сословие Руси Х векановообразование, культура которого синтезировала в себе и славянские, и скандинавские, и финские, и степные (хазарско-венгерские) элементы. 

.

D:\2560px-Чорна_могила,_курган,_Чернігів.jpg

Фото 21 сентября 2017 года. АвторStar61. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Комментарии к записи КУРГАН «ЧЁРНАЯ МОГИЛА» отключены