ИСТОРИЯ КИЕВА ДО СЕРЕДИНЫ XI ВЕКА

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали в эпоху Верхнего палеолита 20 – 15 тыс. лет назад. Кирилловская стоянка (укр. Кирилівська стоянка) – примерно 25 000 год до н. э.

10 тысяч до н. э. – конец последнего ледникового периода.

Период неолита и энеолита (медный век) представлен Трипольской археологической культурой (укр. Трипільська культура), памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500 – 3500 гг. до н. э.), средний (3500 – 2750 гг. до н. э.) и поздний (2750 – 2000 гг. до н. э.).

Для периода бронзового века территориям юго-западной части Киевской области характерна Белогрудовская археологическая культура (укр. Білогрудівська культура). Зарубинецкая археологическая культура (укр. Зарубинецька культура), характерна для северо-запада Киевщины 2-й половины I тысячелетия до н. э. – 1-й половины I тысячелетия н. э.

В середине I века н. э., согласно церковному преданию, апосто Андрей Первозванный (укр. апостол Андрій Первозваний) установил крест на месте современной Андреевской церкви, что знаменовало сошествие благодати Божией на эту землю.

Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен Киевской археологической культурой (укр. Київська культура) которая существовала на рубеже II-III – рубеже IV-V вв.

В III – IV вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке была распространена Черняховская культура (укр. Черняхівська культура).

Змиевы валы (укр. Змієві вали), народное название древних, предположительно со II века до н. э. по VII века н. э., оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вита (укр. Віта), Красная (укр. Красна), Стугна (укр. Стугна), Трубеж (укр. Трубіж), Сула (укр. Сула), Рось (укр. Рось) и другим. Валы по времени создания соответствуют зарубинецкой, черняховской и пеньковской археологическим культурам.

D:\Змієві_вали_біля_села_Іванковичі.jpg

Змиевы валы у села Иванковичи (укр. Іванковичі) в Обуховском районе Киевской области. Фото 20 сентября 2012 года. Автор – Kiyanka. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

В V – начало VIII вв. Пеньковская археологическая культура (укр. Пеньківська культура) антов.

Существует популярная гипотеза, без убедительных научных доказательств, что вождь антов Бож имел резиденцию на Бусовой горе (укр. Бусовій горі), которая сейчас находится в пределах Киева. Бож упоминается византийско-готским историком Иорданом (лат. Iordanes, умер после 551 года) в контексте войны готов с антами. Согласно Иордану войско антов сначала победило готов, но в 375 году было разбито. Бож с сыновьями и 70 старейшинами был распят для запугивания других антов.

В IV веке в старинных готских сагах имеется упоминание о стране Ойум (готск. Aujom, укр. Оюм), расположенной на территории современной Украины, как часть Скифии, куда, согласно историку Иордану, переселился народ готов, соблазнившийся «великим обилием тех краёв». Столицей готов был город Данпарстад (Архаймар, др.-сканд. Árheimar). Его точное месторасположение неизвестно, по одной из версий он мог находиться на территории современного Киева, в пользу чего указывает перевод названия Данпарстад, как «Город на Днепре», и расположение возле него тёмного (хвойного) леса Мюрквид.

Согласно булгарской хронике, этот город был основан в 330-х годах кочевниками в Центральную Европу из Надволжья и Азии, и древнее булгарское название этого города было Башту и Куян, откуда арабские географы Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад аль-Истахри (араб. استخری, умер после 951 года), Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (перс. أبو القاسم عُبید الله بن عبد الله اِبْن خُرْدادْبِه‌ْ خرداذبه, умер около 912 года), Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби (араб. ابن حوقل‎) вывели – Куяб, Куйаб этимологически от «Куб» со значением «имя Отца Небесного и Бога Солнца, Творца Неба и Земли» откуда произошли названия Куябия-Куявия-Киев. Этот город стоял на холмах (горах), имевших булгарское название Куян или Кук-Куянтау (то есть «Горы духа Куяна» или «Кук-Куяна»). Первые правители гуннов, похороненные в этом городе были Баламбер (Баламир, умер в 388 году) и Мундзук (Мундиуг, умер в 434 году), передавший престол своему сыну Аттиле (Гатило, умер в 453 году).

Польский историк Матей Стрыйковский (польск. Maciej Stryjkowski, умер между 1586 и 1593 г.), сообщает, что он читал «Киевскую летопись» начала XI века, которую вывез из Киева в 1018 году князь Польши Болеслав I «Храбрый» (польск. Bolesław I Chrobry). В этой летописи якобы говорилось, что укреплённый город на месте Киева существовал с 430 года. Такую же дату сообщает и «Краткий летописец» (укр. Летописец краткій), источник 2-й половины XVII века, считающийся недостоверным, но имеющий интересные легенды. Согласно энциклопедии «Британника» (лат. Encyclopædia Britannica), город был основан в VI или VII веках.

Согласно легенде, содержащейся в наиболее ранней из сохранившихся в полном объёме русских летописей «Повести временных лет», написанной в начале XII века, Киев основан тремя братьями Кием (укр. Кий), Щеком (укр. Щек) и Хоривом (укр. Хорив) и сестрой Лыбедью (укр. Либідь) как центр племени полян и назван в честь старшего брата. Основанный город был настолько незначительным поселением, что летописец пишет «градок» (городок) и не даёт даты основания города.

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что Киев развился на основе поселения конца V – начала VI вв. Центром «Городка Кия» была Старокиевская гора (укр. Старокиївська гора) на правом берегу Днепра. Древнейшее киевское городище было обнаружено и исследовано российским археологом-реставратором Дмитрием Васильевичем Милеевым (умер в 1914 году), Ф.Н. Молчановским, советским археологом Михаилом Константиновичем Каргером (умер в 1976 году). Многолетние археологические исследования показали, что городок был укреплён земляными валами, рвами и частоколами. Его укрепления ограничивали небольшую – 2 га часть Старокиевской горы. Начинались укрепления возле современной Андреевской церкви, пересекали территорию Национального музея истории Украины (укр. Національний музей історії України) и заканчивались над Гончарным оврагом, перед нынешними Десятинным переулком и Пейзажной аллеей.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Сопоставление территории городка Кия V – X вв. с будущим «Городом Владимира». Источник – http://community.livejournal.com/saveoldkyiv/9694.html. Автор – Андрій Горбаль, карта – (с) Google. Общественное достояние. Фото без изменений

В центре древнейшего киевского городища находилось каменное языческое святилище, найденное в 1909 году российским археологом-самоучкой Викентием Вячеславовичем Хвойкой (умер в 1914 году). Сложено оно из серого песчаника на глине и имело эллипсоидную форму, размеры 4,2 × 3,5 метра. С четырёх сторон капища имелись четырёхугольные выступы, обращённые по сторонам света.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\003.jpg

Каменное языческое капище на Старокиевской горе. Реконструкция В.В. Хвойки. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 28. Фото без изменений

В VI – VII вв. были заселены соседние с городком возвышенности.

Однако имеется и иное предположение, что древнейшим городским ядром Киева является поселение на Замковой горе которое, разрастаясь, постепенно охватывало и территорию близлежащих гор. В то же время, перспективный рост детинца на Старокиевской горе привёл к тому, что в последующие века именно этот район становится местом княжеской резиденции.

В советское время советский и украинский историк-медиевист, археолог Пётр Петрович Толочко (укр. Петро Петрович Толочко) интерпретировал результаты археологических раскопок в Киеве, таким образом, что поселения VI – VII вв. на правом берегу Днепра уже можно было считать городскими. Другая часть исследователей указывает, что обнаруженные археологические источники не дают достаточных оснований для выдвинутого толкования, и считает, как и прежде, что образование Киева как предгородского поселения проходило в VIII – X вв. Только в X веке отдельные поселения на Замковой горе, Подоле и Старокиевской горе слились в единое поселение городского характера.

Согласно теории советского и российского археолога, академика Бориса Александровича Рыбакова (умер в 2001 году) на основе «Повести временных лет» и «Истории Тарона» (арм. Տարոնի պատմություններ) армянского хрониста VII века Иоанна Мамиконяна (арм. Ջոն Մամիկոնյան), Киев был основан полянами в V веке. Эта гипотеза легла в основу официально принятой даты основания города. 482 год – официально принятая дата основания Киева князем полян Кием, его братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью, согласно легенде об основании Киева. Таким образом, в 1982 году было отмечено 1500-летие Киева.

В VI – VII вв. Корчакская археологическая культура (укр. Корчацька культура) на Полесье.

Слои Волынцевской археологической культуры (укр. Волинцівська культура) 2-й половины VIII – начала IX вв. обнаружены на Старокиевской горе и под северной галереей Десятинной церкви.

На протяжении большей части IX века Киев находился в нестабильной зоне угро-хазарского конфликта.

Во 2-й половине IX века на территории будущего Киева появляются поселения Лука-Райковецкой археологической культуры (укр. Лука-Райковецька культура, VIII – IX вв.).

Во 2-й половине IX века, согласно «Повести временных лет», в Киеве правили князья Дир (укр. Дір) и Аскольд (укр. Аскольд). Киев выступает уже в роли центра земли полян, а летописец называет его не «градком», а «градом».

В 882 году Киев был захвачен князем Новгородским (см. Российская Федерация) Олегом (укр. Олег Віщий), который перенёс в город на Днепре свою резиденцию, при этом, согласно русским летописям, назвал Киев «матерью городов русских». С этого момента Киев стал столицей Руси (укр. Русь). На это же время приходится и рост масштабов строительства на территории Киева, об этом свидетельствуют археологические материалы, обнаруженные в Верхнем городе, на подоле, Кирилловской горе, Печерске. Строительство было обусловлено быстрым увеличением количества населения города, прибывшего из разных регионов Русской земли (укр. Руська земля).

В конце IX века Киев начинает обретать признаки средневекового города с полиэтничным составом населения. На Старокиевской горе начинает формироваться курганный могильник Некрополь I. В материалах курганного некрополя, возникшего в Верхнем городе появляются новые формы погребального обряда, подчёркивающие высокий статус умерших (высокие курганные насыпи, погребения в камерах), появляются новые влияния в вещевом комплексе (скандинавские, венгерские, «восточные»), маркирующие формирование «дружинной моды». В Некрополе I на Старокиевской горе срубы камерных погребений сооружались в двух техниках рубки углов срубов: «в обло» и «в лапу». В ряде случаев в Киеве, Гнёздове (деревня Гнёздово близ Смоленска, административный центр Смоленской области Российской Федерации), Шестовицах в 12 км к юго-западу от Чернигова (урочище Коровель у села Шестовица (укр. Шестовиця), Чернигове и Тимерёве (вблизи бывшей деревни Большое Тимерёво в Ярославском районе Ярославской области Российской Федерации) исследователями отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций. В большинстве погребений конца IX – начала X века в Киеве и на Среднем Поднепровье тело покойного было помещено в могильную яму головой на запад. В семи камерных погребениях Киева обнаружены мечи каролингского типа. По характеру и деталям погребальной обрядности киевские трупоположения имеют прямые аналогии в раннехристианских памятниках на территории Великой Моравии в Старом месте (чеш. Staré Město, город в районе Угерске-Градиште Злинского края Чехии), Микульчице (чеш. Mikulčice, село в районе Годонин Южноморавского края Чехии), Поганьско (чеш. Pohansko близ Бржецлава в Южноморавском крае Чехии), Скалице (словацк. Skalica, город в Трнавском крае Словакии), Стара-Коуржим (чеш. Kouřim, город в районе Колин Среднечешского края Чехии), Колине (чеш. Kolín, город, административный центр района Колин Среднечешского края Чехии), Желенках (чеш. Želénky, село в районе Теплице Устецкого края Чехии). Прямые аналогии в погребениях знати свидетельствуют об этнокультурном родстве правящей элиты Киева и карпатских русин. Борживой Достал, отмечая сходство инвентаря, писал о полной идентичности дружинных могил Киева и Чернигова погребениям в Великой Моравии. Советские и российские археологи: Анатолий Николаевич Кирпичников (умер в 2020 году), Глеб Сергеевич Лебедев (умер в 2003 году), Василий Александрович Булкин (умер в 2017 году) и Игорь Васильевич Дубов (умер в 2002 году) пришли к выводу, что в киевском некрополе имеется только одно скандинавское погребение из 146 – столбовое камерное погребение с северной ориентацией № 114, датируемое концом X – началом XI века.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Топография киевских могильников VIIIX вв. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 45. Фото без изменений

I – погребения в кургане

II – безкурганные погребения

В IX – X вв. Киев застраивался кварталами срубных и каркасно-столбовых сооружений; княжеская часть имела также каменные дома. На Подоле, как свидетельствует «Повесть временных лет», в 1-й половине X века действовал христианский храм – соборная Церковь св. пророка Ильи.

Видимо, во времена княжения Игоря I (укр. Ігор Рюрикович, 912 – 945 гг.) за пределы тесного детинца было вынесено и киевское святилище. Прекращение существования старого киевского капища в 1-й половине X века и переносе его на новое место за пределы древнейших укреплений, подтверждается и археологическими исследованиями. В 1975 году под домом № 3 по улице Владимирской, во время раскопок Киевской археологической экспедицией, были обнаружены фундаментные рвы какого-то древнего сооружения. Выкопаны они в лёсе, их глубина в северной части достигала 70-90 см, в южной – 50-60 см. Датировка различных материалов заполнявших рвы не выходила за пределы X века.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\004.jpg

Основание языческого капища. Юго-западная часть. Раскопки 1975 года. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 44. Фото без изменений

В плане сооружение представляло собой удлинённый прямоугольник шириной 1,75 метра, вытянутый по оси север – юг на 7 метров. Южная и северная оконечности прямоугольника переходили в округленные симметричные выступы, по два с каждой стороны. Ещё два таких выступа, видимо, отходили от восточной стороны прямоугольника. Всего, таким образом, сооружение имело шесть выступов в виде лепестков цветка. Два больших достигали 2 метров в диаметре, четыре меньших – 1 метр.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\003.jpg

План языческого капища на улице Владимирской № 3. Раскопки 1975 года. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 42. Фото без изменений

Исходя из необычной конфигурации фундамента древнего сооружения, ориентированного точно по сторонам света, можно предположить, что это остатки культового сооружения дохристианского времени. Шесть его лепесткообразных выступов могли служить своеобразными пьедесталами для идолов шести славянских богов – Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, уже без Велеса. О принадлежности открытого фундамента языческому капищу свидетельствует и обнаруженный вблизи его южного большого выступа зольник. Размещён он в чашеобразном углублении диаметром около 3 метров и сохранился на высоту более 1 метра.

Под 945 годом, летописец 2-й половины XI века, рассказывая о прибытии послов древлян к великой княгине-регентше Ольге (укр. Ольга, 945 – начало 960-х гг.), пишет, что «Тогда ведь вода текла возле горы Киевской и на Подоле не жили люди, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордятин и Никифоров, а двор княжий был в городе, где ныне двор Воротиславль и Чюдин, а перевесище было вне города, и был вне города двор другой, где двор деместика за святой Богородицей над горою, двор теремный, потому что тут был терем каменный».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент «Київ у V – XIII ст.». Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 537. Фото без изменений

I. Городок Кия

1. Ольжин (княжий) двор с теремом, позже – дворы Воротислава, Гордяти, Никифора и Чюдина

Местонахождение последнего княжеского двора определить достаточно легко. Это подтверждено археологическими раскопками, обнаружившими на склоне Старокиевской горы, над усадьбой № 38 по Андреевскому узвозу, фундаменты древнерусского теремного сооружения. Поиски княжеского двора «в городе» долгое время не имели успеха. Он был обнаружен и исследован экспедицией Института археологии в 1970 – 1971 гг. юго-западнее нынешнего здания Национального музея истории Украины на расстоянии 20 – 30 метров, близ языческого капища. Одна часть сохранившегося фундамента, являвшаяся, по-видимому, основанием дугообразной стены терема, достигала 18 метров длины и более 1,5 метра ширины. По высоте фундамент сохранился от 1 до 1,5 метра. Это терем значительно отличался по своей архитектуре от тех, которые позже были возведены к востоку, югу и западу от Десятинной церкви.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Фундамент княжеского терема X века на Старокиевской горе. Раскопки 1971 года. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 40. Фото без изменений

D:\Kyev_Zakrvsky_map_01.png

План Киева в X веке (во времена княгини Ольги). Источник – Закревский Н.В. Описание Киева. – Москва, 1868. Т. 2. Общественное достояние. Фото без изменений

На берегу Почайны – речной гавани, при княгине Ольге, действовал первый христианский храм Киева – Церковь св. пророка Ильи. Летописец сообщает, что это была соборная церковь, которую посещали не только русы, но и иностранцы, естественно, если они были христианами.

В 989 году, по приказу великого князя Владимира I Святославича «Великого» (укр. Володимир Святославич «Великий», 978 – 1015 гг.) жители Киева были крещены в Днепре. Русь стала христианским государством, была учреждена Киевская митрополия. При Владимире город достиг высокой степени расцвета и сильно расширился за пределы Старокиевского городища, условно называемого городком Кия.

«Город Владимира» (укр. Місто Володимира), принятое наукой название киевского детинца конца Х – 1-й половины XIII века, построенного во время княжения Владимира «Великого» на северной оконечности Старокиевской горы. Территория «Города Владимира» занимала по разным источникам около 10-12 га.

На территории, которая до великого князя Владимира была занята небольшим городищем, курганами языческого могильника и небольшой Софийской церковью времён княгини Ольги, разворачивается большое строительство. Для этого древнейший вал городища был снесён, ров засыпан, курганы и насыпи также снесены.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) захоронения в Киеве\1) территория нынешнего Киева\описание\2) Город Владимира.jpg

«Город Владимира» в XII – XIII вв. Реконструкция автора. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 195. Фото без изменений

«Город Владимира» был обнесён земляным валом с рубленными «в обло» деревянными городнями внутри и рвом, которые пролегали вдоль северных склонов Старокиевской горы (укр. Старокиївська гора) близ дома № 38 по улице Андреевский спуск (Андріївський узвіх), далее на восток к обрыву в районе современного фуникулёра, далее шли на юг до нынешней Михайловской площади (укр. Михайлівська площа) в направлении улицы Большой Житомирской (укр. вулиця Велика Житомирська) и простирались вдоль её правой стороны до Гончарного оврага (урочище Гончары-Кожемяки). Валы «Города Владимира» имели в своей основе деревянные конструкции, которые до наших дней не сохранились. Вал подвергался раскопкам дважды и на двух различных участках. В 1907 – 1908 гг. в северной части усадьбы Исторического музея В.В. Хвойка произвёл раскопки вала. По его данным вал был насыпан из жёлтой глины. Высота его равнялась 6 метров, ширина до 9 метров. В 1934 году исследовался вал в восточном участке «Города Владимира», на территории усадьбы № 12 по Десятинной улице (укр. Десятинна вулиця). Во время строительных работ он был снесён на протяжении 29 метров, вплоть до станции фуникулёра. Ширина вала равнялась 13 метров, высота – 2 метра.

В укреплениях киевского детинца было трое ворот. С южной стороны, на современной улице Владимирской (укр. вулиця Володимирська) в 16 метрах от того места, где её пересекает улица Большая Житомирская, находился главный въезд – каменные Градские (укр. Градські), позднее – Софийские (укр. Софійські), Батыевы (укр. Батиєві) ворота. Рядом с воротами зафиксированы остатки земляного вала, а перед ними находился 10-метровый ров, проходивший по линии древнего оврага, через который был переброшен мост. В ходе археологических работ 1913 года выяснилось, что при разборке ворот в 1798 году были сохранены не только каменные фундаменты, но и нижние части кирпичной кладки стен. Софийские ворота представляли две параллельных стены-пилона длиной около 10 метров и толщиной 2,3 метра в средней части и 3,5 метра по краям, на которые опирался свод воротного проезда. Ширина ворот – 10 метров, а ширина проезжей части – от 4 метров по краям и до 6 метров посредине. Также между фундаментами, в пролёте ворот, на 1,5 метра ниже уровня современной поверхности была обнаружена древняя мостовая из продольных толстых брусьев, с настилкой из дубовых кругляков. Остатки такой же мостовой были открыты и в 4-10 метрах от ворот в северном направлении, которая, по-видимому, вела к великокняжескому терему. Интересно, что древняя мостовая шла почти параллельно современной Владимирской улице, несколько отклоняясь к северу. По размерам Софийские ворота значительно уступали Золотым воротам. Сегодня на проезжей части Владимирской улицы, между домами № 11/6 и 14/8 можно увидеть символическую выкладку красным кварцитом фундамента Софийских ворот.

D:\Володимирська_вул.,_11_DSCF6602.jpeg

Место Софийских ворот по улице Владимирской, выложено камнем. Фото 28 июня 2011 года. Автор – Posterrr. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

С юго-восточной стороны в районе современной Михайловской площади (укр. Михайлівська площа) располагались, что косвенно подтверждается летописными данными, деревянные Михайловские ворота, выходившие на Боричев спуск (укр. Боричів узвіз), которым спускались к пристани на реке Почайне (укр. Почайна). Внутри детинца Михайловские ворота соединялись улицей с центральной площадью – «Бабиным торжком» (укр. Бабин торжок). За воротами проходил глубокий овраг, через который был переброшен подъёмный мост. Третьи ворота, также деревянные, назывались Подольскими и вели к нынешнему Андреевскому спуску в сторону Подола. Внутри детинца Киевские ворота были связаны дорогой с расположенным поблизости «Бабиным торжком».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) захоронения в Киеве\1) территория нынешнего Киева\описание\город Владимира.jpg

«Город Владимира», фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Во время правления великого князя Владимира Киев примерно на треть состоял из княжеских земель, на которых располагались княжеские постройки.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

«Город Владимира» в конце X – XIII вв. Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т. 1. – С. 450. Фото без изменений

1. Десятинная церковь

2. Северо-восточный княжеский терем

3. Южный княжеский терем

4. Западный княжеский терем

5. Северо-западный княжеский терем

6. Феодоровский монастырь

7. Андреевский (Янчин) монастырь

8. Трёхсвятительская церковь

9. Крестовоздвиженская церковь

10. Ротонда конца XII – начала XIII вв.

11. Софийские ворота

Композиционным центром «Города Владимира» была Десятинная церковь (построена 989 – 995 гг.), вокруг которой размещались каменные княжеские терема, остатки которых и сегодня находятся в земле к югу и западу от церкви. Их остатки в 1907 – 1908 гг. раскопал В.В. Хвойка. Стены княжеских теремов были расписаны фресковой живописью, полы устланы поливными плитками, интерьер украшен шиферными резными и мраморными архитектурными деталями.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Княжеские захоронения в Киеве\3) княжеские захоронения\1) в Киеве\5) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинная)\Документ 0.jpg

Размещение объектов вокруг Десятинной церкви. Источник – Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України.Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2008. – С. 343. Фото без изменений

I. Фрагменты рва и вала древнейшего киевского городища; II – здания; III – участки, раскопанные В.В. Хвойкой в 1907 году

1. Святилище в «граде Кия»

2. «Пантеон» князя Владимира

3. Ротонда X века

4. Южный княжеский терем

5. Западный княжеский терем

6. Десятинная церковь

7. Терем «вне города»

8. Ротонда конца XII – начала XIII вв.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\18) Е2020.jpg

Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\19) Е2020.jpg

Трассировка фундаментов юго-восточной стены Южного княжеского терема. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\20) Е2020.jpg

Продолжение трассировка фундаментов юго-восточной стены Южного княжеского терема. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\21) Е2020.jpg

Трассировка фундаментов северо-западной стены Южного княжеского терема. Фото 17 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Южный княжеский двор упоминается в летописных известиях под 1068, 1097, 1145 – 1146, 1150 – 1151, 1154 и 1183 гг. Около середины XII века южный княжий двор получает наименование «Ярославль дворъ» или «Великий Ярославль дворъ».

Северо-восточную часть детинца занимал великокняжеский двор. Здесь раскопано – каменное дворцовое здание, исследованная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта (священнослужителей), построенного одновременно с Десятинной церковью, ранее здание отождествлялось с так называемым теремом Ольги.

Рядом размещались родовые княжеские и боярские терема и усадьбы. Судя по письменным и археологическим данным «Город Владимира» был буквально начинён дворами светских и церковных феодалов. К юго-западу от Десятинной церкви находился Мстиславов двор, принадлежавший князю Мстиславу Владимировичу (Мстислав «Великий»), а после его смерти – жене. Его местоположение фиксируют фундаменты каменного терема, обнаруженные в нынешнем Десятинном переулке. Это двор упоминается в 1147 года в связи со смертью Игоря Ольговича.

Усадьбы Десятинной церкви, «Ярославля» и «Мстиславля» дворов выходили на «Бабин торжок». Эта городская центральная площадь неоднократно упоминается в летописях. Её название происходит предположительно от медных статуй (баб), привезённых великим князем Владимиром из Корсуня (Херсонес Таврический (др.-греч. Χερσόνησος – ἡ χερσόνησος), ныне раскопан в Гагаринском районе города Севастополя (укр. Севастополь) и установленных перед Десятинной церковью. «Бабин торжок» являлся центром торговли на Горе, а также имел парадные функции и являлся местом собрания вече. На современном плане Киева древнюю площадь можно расположить в районе выхода Десятинного переулка на улицу Владимирскую.

На протяжении почти двух с половиной столетий архитектурный ансамбль на Старокиевской горе был достойным украшением столицы Руси.

В начала XI века, со слов немецкого хрониста Титмара из Мерзебурга (нем. Thietmar von Merseburg, умер в 1018 году), Киев был большим городом, с 400 храмами, 8 торжищами (рынками) и несметным количеством населения.

В XI – XIII вв. территория к северо-западу от Десятинной церкви, где в X веке находился древнейший княжеский двор Киева, несколько изменила свой социальный ранг. Теперь здесь располагались усадьбы четырёх киевских феодалов: Гордятина, Никифора, Чудина и Воротиславля. Эти бояре играли заметную роль в жизни Киева и Руси. Фамилии Чудина и Никифора встречаются не только на страницах летописи, но и «Правды Ярославичей» 1072 года.

У подножия Старокиевской горы находились местности Кожемяки, Дегтяри и Гончары, где жили ремесленники и прислуга. Подол в низине у Днепра оставался незаселённым.

Со времён Владимира Святославича в Киеве существует государственная школа. В ней учились или, как пишет летопись, постигали «учение книжное» дети «нарочитой чади» – ближайшего окружения великого князя, то есть дети старших дружинников, княжеских мужей, бояр.

В 1017 году большой пожар в Киеве.

При великом князе Ярославе Владимировиче «Мудром» (1019 – 1054 гг.) к югу от «Города Владимира» был заложен обширный укреплённый город, именуемый в честь князя – «Городом Ярослава».

«Город Ярослава» (укр. Місто Ярослава), принятое в историографии название укреплённой части древнего Киева, которая была построена на Старокиевской горе во времена княжения Ярослава «Мудрого». Город располагался на площади более 60-72 га.

Расширение Ярославом «Мудрым» города в Новгородской, Никоновской, Тверской, Львовской и других летописях датируется 1017 годом. В «Повести временных лет» сказано: «В лѣто 6545 (1037 год). Заложи Ярославъ городъ великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златыхъ вратѣхъ святыя Богородица Благовѣщенье, посемь святаго Георгия манастыря и святыя Ирины». До этого местность, на которой был воздвигнут Софийский собор, была полем «вне града».

Одним из аргументов в пользу второй даты – Ярослав не мог начать строительные работы в Киеве до тех пор, пока не умер его политический противник Мстислав Владимирович, князь Черниговский. Смерть последнего, случившаяся в 1036 году, по мнению многих, явилась толчком к «строительному буму» Ярослава. В то же время, такое количество сооружений, заложенных в 1037 году, скорее может быть итогом многолетней строительной деятельности, а не её началом. Ознакомление с первой частью летописной статьи вызывает удивление, почему похвала Ярославу воздаётся не за построенные храмы, а только заложенные. Ведь в практике летописания таких примеров нет.

Что касается сдерживающего фактора – Мстислава на строительный стимул Ярослава. Логично предположить, что одним из необходимых условий политического соревнования между ними за старшинство на Руси было соперничество двух городов – Киева и Чернигова. Укрепить авторитет столицы Руси Киева можно было только при условии развёртывания значительного строительства: фортификационного, культового и жилищного. В то же время Мстислав развернул в Чернигове большие строительные работы, при нём началось возведение Спасского собора.

Не укладывается в рамки логики и то обстоятельство, что Ярослав «Мудрый» почти за 20 лет пребывания на великокняжеском столе не построил ни одного сооружения, достойного внимания летописца, и только на 21 году княжения приступил к столь грандиозным работам.

«Город Ярослава» был окружён рвом с водой глубиной 12 метров и высоким земляным валом с армированными деревянными клетями общей протяжённостью 3,5 км, шириной у основания – 30 метров, высота валов достигала 11 метров, а вместе с деревянным частоколом – до 16 метров. В результате строительства «Города Ярослава» площадь укреплений Киева возросла в семь раз. Проезд между «Городом Владимира» и «Городом Ярослава» осуществлялся через Софийские ворота.

Согласно расчётным данным советского историка архитектуры Павла Александровича Раппопорта (умер в 1988 годом), исследовавшего Ярославов вал в 1951 году, для его насыпи необходимо было около 630 тыс. м3 земли и не менее 50 тыс. м3 строительного леса. На строительстве укреплений при условии, что продолжалось оно в течение четырёх лет, должно было быть ежедневно занято более 1000 человек.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) захоронения в Киеве\1) территория нынешнего Киева\описание\3) Город Ярослава.jpg

«Город Ярослава» в XII – XIII вв. Реконструкция автора. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 197. Фото без изменений

В южной части «Города Ярослава» находились главные городские ворота – Золотые ворота, одни из трёх городских ворот, сооружённых при Ярославе «Мудром». Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда (вул. Золотоворітський проїзд).

Вал «Города Ярослава» от Золотых ворот проходил по нынешней улице Ярославов Вал (вулиця Ярославів Вал) до Львовской площади (укр. Львівська площа), где находились Жидовские ворота (укр. Жидівська брама), позднее стали называться Львовскими (укр. Львівські ворота) или Западными воротами. О внешнем облике, размерах, характере, материале, из которых были сооружены ворота, ничего не известно. Археологически ворота обнаружены не были.

Затем вал тянулся на восток над склонами горы к валу «Города Владимира». С противоположной стороны от Золотых ворот вал шёл к деревянным юго-восточным Лядским воротам. До сих пор историки спорят о точном месте расположения Лядских ворот.

Далее городской вал проходил до Владимирской горки (укр. Володимирська гірка) и в районе нынешней Михайловской площади (укр. Михайлівська площа) соединялся с валами «Города Владимира».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) захоронения в Киеве\1) территория нынешнего Киева\описание\20200916_160357.jpg

«Город Ярослава» с северо-востока. Фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В центре «Города Ярослава» находился Софийский собор, кафедра киевских митрополитов. Двор митрополии являлся центром общественной жизни, служивший иногда и местом вечевых собраний. На современной карте Киева его локализация не вызывает затруднений. Обнаружение каменной ограды вокруг Софии позволяет определить и размеры митрополичьей усадьбы. Она занимала площадь около 3 га.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

«Город Ярослава». Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т. 1. – С. 450. Фото без изменений.

12. Софийский собор

13. Стена митрополичьего дворца (XI век)

14. Церковь св. Георгия

15. Церковь св. Ирины

16. Храм безымянный (XI век)

17. Каменный терем (XI в.)

18. Баня на митрополичьем дворе (XI в.)

19. Золотые ворота

20. Лядские ворота

Вокруг митрополичьей усадьбы, а также в других частях города размещались дворы крупных киевских феодалов и городской администрации. Летопись упоминает семь феодальных дворов: Коснячков, Брячиславль, Путятин, Глебов, Ратшин, Бориславль и Васильков, но вряд ли может быть сомнение в том, что их было значительно больше. По мнению исследователей, Брячиславль двор принадлежал Брячиславу Изяславичу – отцу Всеслава, князя Полоцкого. Близ него, согласно летописи, находился Коснячков двор. Согласно летописи дворы Путяты и Борислава находились на территории между Софийским собором и Жидовскими воротами. На современной карте Киева Бориславль двор можно расположить где-то в районе выхода улицы Стрелецкой или Рейтарской на улицу Ярославов Вал. Двор тысячского Глеба несколько раз упоминается в летописи. В статье под 1147 годом, во время восстания киевлян, князь Владимир Мстиславич не смог пробиться через Софийские ворот, он, «увороти коня на право, мимо Глѣбовъ дворъ», въехал в «Город Владимира» через юго-восточные – Михайловские ворота. Следовательно, Глебов двор находился где-то на полпути между Софийскими и Михайловскими воротами в «Городе Ярослава». Ныне это в районе выхода улицы Большой Житомирской на Михайловскую площадь (укр. Михайлівська площа).

Кроме дворов крупных феодалов, игравших видную роль в государственных делах, в «Городе Ярослава» сосредоточивались и усадьбы мечников, сотских, купцов-ростовщиков. Археологическими исследованиями установлено, что в этой части древнего Киева проживали и беднейшие, главным образом зависимые слои населения. Их жилища встречены вдоль улиц Большой Житомирской, Чкалова, Рейтарской.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

План расположения сооружений центральной части «Города Ярослава». Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 75. Фото без изменений

Рядом с Софийским собором великий князь Ярослав «Мудрый» возвёл монументальные сооружения – Ирининский (согласно версии Л.Е. Махновця – Церковь Успения Богородицы) и Георгиевский монастыри, княжеский терем и другие сооружения. Севернее Георгиевской церкви стоял ещё один храм XI века, который не упоминается в летописи. Его остатки были найдены в ходе раскопок 1909 – 1911 гг.

Вблизи южной стены, так называемой Ирининской церкви (см. план) возвышался каменный терем. Остатки его были открыты в 1834 году киевским археологом-любителем Кондратом Андреевичем Лохвицким и исследованы в 1913 – 1914 гг. российским археологом Сергеем Петровичем Вельминым. В плане, здание представляло собой удлинённое прямоугольное сооружение, архитектура которого напоминала терема «Города Владимира».

Таким образом, на сравнительно небольшой территории «Города Ярослава» на полпути между Золотыми и Софийскими воротами стояли четыре каменных храма и каменный терем.

В середине XI века Киев достиг своего «золотого века».

Комментарии к записи ИСТОРИЯ КИЕВА ДО СЕРЕДИНЫ XI ВЕКА отключены