ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА

Спасский храм построен согласно традиций византийской архитектуры X XI вв. Кроме византийских столичных константинопольских построек подобный тип крестовокупольной системы встречается в храмах X века в Болгарии (болг. България) и Абхазии (абх. Аԥсны). Однако планировочно-пространственное решение Спасского храма Чернигова считается уникальным – подобной конструкции ни имеет, ни один из известных нам древнерусских храмов. В нём сочетаются схема византийского крестовокупольного храма с элементами романской базиликишироко расставленные между подкупольными пилонами колонны трёхпролётных аркадзападноевропейского происхождения, что является чрезвычайным для архитектуры Руси.

В кон. ХІХ – в начале ХХ вв. историк церковной архитектуры Пётр Александрович Лашкарёв (умер в 1899 году), российский церковный историк Николай Иванович Петров (умер в 1921 году), российский историк архитектуры Георгий Крескентьевич Лукомский (умер в 1952 году), российский и советский византолог, археолог Фёдор Иванович Шмит (репрессирован в 1937 году) считали, что архитектура Спасского собора родственна архитектуре христианских храмов Кавказа«кавказско-малоазийская школа». В дальнейшем в литературе утвердилось мнение, украинского историка искусства Григория Григорьевича Павлуцкого (укр. Григорій Григорович Павлуцький, умер в 1924 году), российского и советского теоретика искусства Игоря Эммануиловича Грабаря (умер в 1960 году), советского и российского искусствоведа Алексея Ильича Комеча (умер в 2007 году), о принадлежности собора столичной константинопольской («царьградской») архитектурной школе.

Исследования собора, проведённые советским архитектором Николаем Вячеславовичем Холостенком (умер в 1978 году), украинским археологом Еленой Евгеньевной Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко), российским историком архитектуры Олегом Михайловичем Иоаннисяном позволяют выделить в истории Спасского храма два строительных этапа, отличающиеся по стилю. Первоначально храм создавался в традициях, свойственных кавказско-малоазийской провинциальной византийской архитектуре. Завершали его строительство мастера, связанные со столичной константинопольской школой. То есть, вполне возможно, что Спасский храм в Чернигове, изначально задуманный мастерами князя Мстислава Владимировича как купольная базилика, в итоге был возведён уже другими мастерами как крестово-купольный храм. При этом мастера Мстислава Владимировича, начиная строительство в Чернигове, ориентировались на архитектуру Малой Азии или Северного Кавказа.

Советский историк архитектуры Павел Александрович Раппопорт (умер в 1988 году) высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский храм и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели. А.И. Комеч считал, возможным, что строители Спасского храма в какой-то мере повторили плановые структуры основного ядра Десятинной церкви в Киеве. При этом он считал, что и Десятинная церковь, и Спасский храм изначально задумывались и возводились как крестово-купольные храмы.

.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\1) первоначальній вид.png

Спасский храм, XI век. Реконструкция западного фасада. Источник – https://wiki.ecity.cn.ua/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%28%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%29. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Спасский храм, конец XI века. Реконструкция западного фасада. Источник – Ситий Ю.М. Християнські поховальні пам’ятки давньоруського Чернігова. – Чернігів: Десна Поліграф, 2013. – С. 19. Фото без изменений

.

Несмотря на перестройки ХVІІХІХ вв. главный объём Спасского храма сохранился преимущественно в первичной кладке древнерусского времени. В плане храм большой по древнерусским меркам, прямоугольник (соотношение ширины к высоте 3/4), разделённый двумя рядами опорных столбов на 3 нефа, завершающихся на востоке 3 полукруглыми апсидами. Храм пятиглавый.

Длина храма с апсидами 35,25 метра (внутри 32,4 метра), ширина – 22,4 метра (внутри 19,2 метра), высота от первоначального уровня пола до зенита центральной бани – 30 метров (от нынешнего пола – 29 метров), азимут 60°. Храм разделён на три отдельные продольные части и очень напоминает интерьер базилики. Центральные части фасадов высоко поднимаются над боковыми и пространственно выделяется архитектурный крест. Западная пара столбов соединена простенками с северной и южной стенами храма, выделяя нартекс, а восточную пару, находящихся в алтаре, продолжают пилоны, отделяющие центральную абсиду от боковых. Таким образом, собор относится к типу храмов, имеющих в восточной части дополнительное членение.  Такая сложность планировочно-пространственной конструкции сооружения до сих пор заставляет специалистов спорить по поводу того, к какому же типу стоит отнести храм: 4-, 6— или 8-столпному.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План храма: 1 Северная лестничная башня; 2 – северная и южная пристройки; 3 – тамбуры 1818 года; 4 – юго-западная пристройка («крещальня»); 5 – Южная башня 1790-х годов. Источник – https://www.pslava.info/Chernigiv_Dytynec_1998XramyChernigova,251713.html. Фото без изменений

.

По бокам к храму примыкали ряд дополнительных построек. Раскопками 1923 года у восточных углов собора, с южной и северной сторон, были вскрыты фундаменты двух маленьких пристроек (Северная и Южная). С северной стороны к нартексу примыкала круглая Северная лестничная башня с полусферическим куполом. С южной стороны к нартексу храма чуть позже после завершения строительства храма была пристроена «крещальня», которая не сохранилась. По утверждению российского, украинского, советского историка и археолога Николая Емельяновича Макаренка (укр. Микола Омелянович Макаренко, репрессирован в 1938 году), северные башня и пристройка были построены одновременно с храмом, а «крещальня» и южная пристройканесколько позже. Перед западным порталом храма существовал притвор, обнаруженный в 1972 году украинским архитектором, искусствоведом и краеведом Андреем Антоновичем Карнабедом (укр. Андрій Антонович Карнабіда), размером 9,06 метра вдоль здания и 4,8 метра – поперёк. Кроме этого, во время археологических раскопок, были обнаружены остатки южного притвора, заложенного одновременно с собором и разобранного ещё в XI веке.

В западном направлении от Северной пристройки в сторону Лестничной башни и от Южной пристройке в сторону «крещальни» Н.Е. Макаренко фиксировал развалы стен 2-й половины XII века, сложенных из плинфы цемянке. Это остатки галерей, которые соединяли пристройки с башней и крещальней.

Объемно-пространственная композиция храма имела явно выраженный пирамидальный вид, эта пирамидальность обусловливалась высокими сводами основного пространственного креста, выходившими закомарами на фасады, и центральным куполом выше четырёх боковых. Пирамидальность композиции усиливалась ещё и низкими структурами усыпальниц, «крещальни» и лестничной башни. Архитектурные формы храма спокойны и торжественны. Его исследователи в восторге отмечали, что архитектурно-конструктивное решение Спасского собора чрезвычайно чёткое и завершённое, «всё целесообразно, всё имеет своё предназначение, в котором нет ничего лишнего, неоправданного» (Моргилевский И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове // Чернигов и Северное Левобережье. – К.: Госиздат Украины, 1928. – С. 178). В тоже время П.А. Раппопорт в своей работе «Русская архитектура X XIII вв. отметил, что: «План здания заметно перекошен вследствие неточной разбивки, благодаря чему разница в величине диагоналей подкупольного пространства составляет 75 см».

Фундаменты Спасского храма сложены из плитняка (песчаника) и булыги (булыжника), иногда его называли «дикий кремнистый камень», на цемяночном растворе, с использованием в их основе – деревянные субструкции. Верхняя часть фундамента сложена из подтёсанных блоков песчаника на очень плотном интенсивно-розовом цемяночном растворе. Глубина закладки фундаментов составляет 2,7-2,8 метра от древней поверхности, и до 3,3 метра от современной. Ширина фундаментов достигает 3 метров. В основании апсиды фундамент переходят в сплошную платформу. Внешний обрез фундамента выступает за пределы плоскости стены. Сетка фундамента включает также поперечные фундаментные ленты, на которые опираются стены между нартексом и нефом, пилоны и столбы. Лента установлена на дне строительного котлована. Её основание находится на глубине 3,073,14 метра, высота достигает 1,9 метра. При этом высота поперечных фундаментных лент, раскрытых в нефе, составляет 1,11,3 метра. Во внутреннем периметре храма котлован заполнен до уровня первичного пола высвободившимся из рвов грунтом.

Храм построен по заимствованной у византийцев технологии – смешанной технике кладки («opus mixtum»): из природных камней и кирпичаплинфы. Камнипочти необработанный тёмно-серый песчаник. Лицевые поверхности стен сложены из подтёсанного камня и плинфы, внутри – забутовка из обломков камня и плинфы, пролитая цемяночным раствором. Для кладки использовался известковый тёмно-розовый раствор от примеси цемянки одна часть извести и три части толчённой плинфы. Толщина стен – 1,4-1,65 метра. На высоте около 3-4 метров по храма проходит шов, свидетельствующий, по-видимому, о перерыве в строительстве, наступившем после 1036 года. Кладка в нижней и верхней частях стен различается, отличие по цвету имеет и плинфа. Н.В. Холостенко и украинский, советский архитектор-реставратор, историк архитектуры Марионила Моисеевна Говденко (укр. Маріоніла Мойсеївна Говденко, умерла 2012 году) выделили особенности строительной техники, характерные для каждого из строительных периодов.

Н.В. Холостенко отмечал, что первому строительному периоду соответствует кладка, не имеющая закономерности в чередовании камня и плинфы. Использована плинфа без знаков и меток, форматом 3637 × 25-28 × 2,5-3 см, на ряду с желтоватой и розоватой, встречается тёмно-красная, толстая, до 4 см. При этом отделочный слой розовой обмазки покрывающий почти всю поверхность кладки, в том числе на уровне цоколя, где стена сложена исключительно из камня, разграфлён углублёнными линиями под квадры.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Графья квадров на кладке нижней части стены храма. Зондаж на северном прясле западного фасада. Фото 2014 год. Источник – Черненко О.Є., Новик Т.Г. Звіт про наукові археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). С. 65. – Рис. 43. Фото без изменений

.

Второму периоду соответствует кладка с закономерным чередованием рядов камня и плинфы. Все пилястры, колонки (тяги), арки, перемычки проёмов, своды, обрамление порталов и ниш выполнены в кладке из плинфы «с утопленным рядом». Швы между рядами кладки толщиной больше толщины плинфы. В большинстве случаев применяется плинфа формата 3135 × 2230 × 2,53,5 см, а для деталейлекальная плинфа. Отделка поверхности стен осуществлена в два этапа, с последующим нанесением лицевого слоя раствора, при котором плинфы выступающего ряда подчёркнуты прографлёнными по ней контурами. В качестве карнизов использовались плиты красного шифера.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\13) Е 2020.jpg

Северный фасад храма. Кладка: тричетыре ряда плинфы с утопленным рядом чередуются рядами дикого камня. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Следует отметить, что в той же технике, что и основной объём храма, выполнена его единственная сохранившаяся пристройка Северная лестничная башня.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Древние стены Северной лестничной башни. Источник – https://pravlife.org/ru/content/spaso-preobrazhenskiy-sobor-chernigova. Фото без изменений

.

Первоначальные фасады храма были строги. Они были расчленены только пилястрами, плоскими в нижнем ярусе и сложнопрофилированными в верхнем, соответствующие внутренним несущим столбам, и полуциркульные арочные ниши, устроенные на больших глухих поверхностях. При этом равномерный ритм боковых аркад нижнего яруса не связан с внутренним членением храма. Это обусловило отсутствие связи в расположении находящихся в центральных арках боковых стен первоначальных входов с внутренними осями членений собора. Пилястры верхнего яруса не совпадают с разбивкой аркады первого и, в отличие от них, соответствуют внутреннему членению, в котором преобладающее значение получает центральный пространственный крест. Как считал Н.В. Холостенко, это несоответствие связано с изменением первоначального замысла зодчихна первом этапе строительства собор имел черты купольной базилики, но на втором этапе эти черты не получили развития и в пространственной композиции решающее значение получает пространственный крест.

Древнее покрытие храма было позакомарным, что работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Резко поднятое позакомарное завершение как сейчас, так и в древности имеют только центральные (средние) прясла фасадов. Другие части всех четырёх фасадов с обеих сторон закомар имеют горизонтальное завершение. В боковых пряслах окна размещены в соответствии с ярусами декоративных ниш. В люнетах средних закомар по 3 окна.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\48) Е 2020.jpg

Южный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

По фасадам проходит пояс небольших двухуступчатых ниш.

В апсидах окна размещены в соответствии с ярусами декоративных ниш. На апсидах двухуступчатые ниши более высокие, на центральной апсиде и башне они расположены в 2 яруса. Абсиды перекрыты как и в большинстве храмов того времени, полусферами – конхами.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\10) Е 2020, восточный фасад.jpg

Восточный фасад, апсиды. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Центральный купол на восьмиоконном цилиндрическом барабане высотой около 8 метров, перекрыт сферическим сводом, но этот элемент храма был восстановлен в XVII веке. Какой была центральная баня поначалу, можно только гадать. Четыре боковых купола на барабанах, имеют по 4 окна, обращённых к наружным сторонам храма. На боковых купольных барабанах между окнами проходят тонкие полуколонки (тяги), а на центральном барабанеполукруглые в плане ниши, равные по величине окнам, между окнами и нишами также находятся полуколонки.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_121713.jpg

Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Характерная особенность первоначального внешнего оформления храма – использование декоративной кладки из кирпича-плинфы в виде орнаментальных узоров: меандрами, плетением, крестамив тимпанах закомар, в пространстве между арками, на стенах лестничной башни, на центральном барабане и так далее. Декоративная кладка выступает над поверхностью обмазки и подчёркнута прографлёнными по её поверхности контурами.

Большой пояс меандра членит среднюю часть западного фасада. Пояса меандра расположены в наиболее заметных местах фасадов. Несколько ниже этого пояса на западном фасаде есть изображения крестов, букв («Л» и «М»).

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_121321.jpg

Западный фасад. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Меандр из плинфы на прясле западного фасада. Фото 2014 года. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Усложнённый меандровый пояс, ныне закрыт штукатуркой, он завершает барабан центральной главы.

Такое сочетание кирпичных орнаментов, рядов плинфы, природного камня и полос раствора придавали фасадам храма особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры Спасского храма поражают величием. В них превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Благодаря четырём парам несущих столбов и тройным двухъярусным аркам, в которых нижние столпы из мрамора, а верхниекирпичные пучковые, обуславливает высотное раскрытие интерьера, подчёркивает высоту центральной части храма, внутренний размер которой соответствует современному девятиэтажному зданию. Здесь также явственно акцентирована удлинённость храма. Вдоль тройных арок изначально шли деревянные настилы северных и южных хоров, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки на Руси.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Первичный храм в разрезе (реконструкция). Источник – https://ukrainaincognita.com/ru/chernigiv-ru/spaso-preobrazhenskyi-sobor-v-chernygove. Фото без изменений

.

Нижний ярус северной и южной трёхпролётных аркад образовывали две пары беломраморных столбов, диаметром 50 см. Столбы поставлены на профилированные жёлтые базы аттического типа и завершаются стилизованными резными ионическими капителями с импостом, также жёлтого цвета. Подобные капители известны в Херсонесе (др.-греч. Χερσόνησος, ныне на территории современного города Севастополя (укр. Севастополь) на юго-западе Крымского полуострова) в ряде византийских построек. На переднем столбе с правой стороны читаются высеченные греческие буквы: «φε», то есть 1002 год, год высечения мраморного столба в Византии. Не исключена возможность того, что подобные мраморные столбы, которые можно было увидеть внутри Спасского храма, находились также и в Десятинной церкви в Киеве, и были главными столбами в церквях Тмутаракани (ныне городище в дельте реки Кубани на территории нынешней станицы Тамань в Темрюкском районе Краснодарского края Российской Федерации) и Иоанна Предтечи в Керчи (укр. Керч, город в восточной части Крыма).

Н.В. Холостенко исследовал нижнюю часть одного из столбов северной аркады. Оказалось, что столб установлен на кирпичном основании из двух рядов плинфы, положенных на поперечные каменные фундаментные ленты. В 1750 году из-за пожара мраморные столбы собора потрескались. В ходе ремонта в 1790-х годах они были обложены кирпичом и, согласно результатам исследований Н.В. Холостенко, превращены в гранённые столбы. Современный вид, круглые, с покрытием из искусственного мрамора, колонны приобрели в 1818 году. Древние столбы открыты в демонстрационных зондажах на нынешних колоннах при реставрации в 1960-х годах.

D:\Капитель колоны XI века.jpg

Капитель столба XI века. Источник – https://myguidebook.ru/b/book/1275453012/3. Фото без изменений

.

Поверх капителей столбов положены импостные карнизные плиты из розового шифера, на которые опираются выполненные из плинфы гранёные столбы аркады второго яруса.

Всего в храме 8 опорных столбов, по четыре в ряд, они поддерживают своды хоров (полати). Восточную пару столбов образуют торцы межапсидных стен с проходами. Столбы крестчатые(?), на внутренних стенах им соответствуют плоские лизены (лопатки).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Первоначальный план первого яруса храма. Источник – https://ukrainaincognita.com/ru/chernigiv-ru/spaso-preobrazhenskyi-sobor-v-chernygove. Фото без изменений

.

Нартекс отделён от нефов стеной. Они соединяются через арочные проходы, расположенные по осям нефа.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\28) Е 2020.jpg

Один из проходов между нартексом и нефом. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Свод над средней частью нартекса цилиндрический, повёрнутый осью поперёк храма. Боковые части нартекса перекрыты полусферическими сводами, опирающимися на подпружные арки в массиве стен.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Северный портал начала XI века в обрамлении кладок ХVІІХІХ вв. Фото 2014 года. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B8%20.pdf. Фото без изменений

.

Над нартексом находятся хоры. Кроме того, первоначально хоры тянулись над северным и южным нефами, их называли – «полати», разобраны в 1790-х годах. Как показали исследования историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского (умер в 1942 году), они были сделаны как деревянный настил, опиравшийся на четыре прямоугольные в сечении деревянные балки, и доходили до восточной пары крестчатых пилонов. От этих боковых хоров ныне уцелели только остатки ограждения: 6 резных шиферных (пирофиллитовых) плит древнерусского времени на пролётах аркад. Аналогичные шиферные ограждения первоначально были и в ограждении западных хоров, заменены кирпичной кладкой в ХVІІ веке в виде трёхарочной конструкцией на двух восьмигранных столбах. От плит ограждения сохранились фрагменты их заделки в пилоны.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Первоначальный план первого яруса храма. Реконструкция по Н.В. Холостенку. Источник – Холостенко Н.В. Исследования Спасского собора в Чернигове // Реставрация и исследования памятников культуры. – Москва, 1990. – С. 16. – Рис. 19. Фото без изменений

.

Лестница для подъёма на хоры размещена в круглой Северной башне, примыкающей с севера к западному членению храма. Как уже было отмечено, в подкупольном пространстве между опорными столбами с севера и юга находятся двухъярусные аркады, имеющие по 2 промежуточные опоры. В верхнем ярусе это кирпичные столбы, квадратные в плане, с тонкими полуколонками на каждой стороне.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Аркада на хорах. Источник – Безсонова С.В. История русской архитектуры, под редакцией Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. – 1951. https://kannelura.ru/?p=1297. Фото без изменений

.

Ныне боковые части хоров, перекрыты коробовым сводом, в древности – купольным, переделанным в ХVІІІ веке.

Четыре крестных столба, на которые опираются подпружные арки, несут центральную баню и образуют подбанное пространство. Размер подкупольного квадрата 7,5 × 7,5 метра.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\22) Е 2020.jpg

Подкупольное пространство. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Паруса, поддерживающие барабаны бань, образуются горизонтальными рядами кирпичей-плинф, где верхние ряды нависают над нижними.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200921_120943.jpg

Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В сводах и подпружных арках вмурованы амфоры-голосники, расположены они скученно.

Собор освещается через окна в апсидах, стенах и барабанах. Ярусы оконных проёмов в стенах соотносятся с уровнем хоров.

Покрытие храма выполнено по каменным сводам. Главный планировочный крест храма – центральный неф и трансепт – перекрыты коробовыми (трёхцентровыми) сводами, которые на фасадах образуют большие закомары.

Криволинейные поверхности многочисленных арок ритмично повторяются, подчёркивая высоту средней части храма с центральным куполом, воплощающим тяготение души человека к небу, к Богу.

Чрезвычайно изысканным был первоначальный внутренний декор храма. По великолепию убранства Спасский храм не уступал первопрестольным киевским церквям. Во время археологических исследований в разное время были найдены обломки мраморных архитектурных деталей, обломки шиферных плит, в том числе резные детали омфалия, куски листов свинцовой кровли, фрагменты круглых оконных стёкол, голосники и так далее.

В период древнерусского времени в Спасском храме было два пола. Первоначальный, образован заливкой из цемяночного раствора, его остатки находятся на глубине около 1 метра от современного. Как показали исследования Н.В. Холостенка, в XII веке в алтаре его перекрывал пол из поливных (глазурованных) керамических плиток, в нефе – из резных инкрустированных цветной смальтой шиферных (пирофиллитовых) плит, напоминавший красочный ковёр. Остатки такого пола были открыты во многих местах в ходе раскопок 1923 года. В послемонгольское время пол в храме стал глиняным.

Во время археологических раскопок 1968 года в центральной апсиде обнаружены остатки горнего места: древнерусского синтрона и престола и деревянного предалтарного ограждения (темплона). Первоначальный престол представлял собой шиферный столб, поставленный на основание из шиферной плиты. Над престолом находился киворий, от которого уцелели основания двух столбов. В тайнике под престолом находился серебряный ларец-мощевик.

Все внутренние поверхности стен, сводов и столбов были декорированы фресковой росписью, которая отличалась своей богатой цветовой палитрой. Фрески были утрачены во время пожара 1750 года. Их остатки сохранились под поздней, XVIIIXIX вв. росписью. В целом в течение ХХ века удалось зафиксировать около 20 незначительных по площади и сильно повреждённых фрагментов фресок: на внутренних плоскостях арок и ниш, на втором ярусе пилонов и барабанах куполов. В 1923 году во время исследования храма Н.Е. Макаренко открыл в соборе остатки древнерусской фресковой росписи. В посвящённой исследованиям книге он упоминал, что под сбитым слоем штукатурки «на правом от прихода столбе го-западном) на щеке, повёрнутой на юг, также немного выше от каменных резных «папертей» (на уровне утраченных в 1750 году хоров), по стене разбросано несколько эскизно нарисованных изображений. А между ними некоторые вышкреблены острым инструментом». В этой же книге исследователь опубликовал репродукцию (прорисовку) двух таких изображений: фигура святого и «процветший крест».

Ярким примером фресковой живописи храма является фреска ХI века обнаруженная в 1923 году с изображением полуфигуры святой, по мнению Н.Е. Макаренка – Нины (груз. წმინდა ნინო), христианской просветительницы Грузии, или св. Фёклы Иконийской (греч. Θέxλα, укр. свята Текля Іконійська). Фреску обнаружили на внутренней поверхности арки под северо-западным куполом, под толстым слоем штукатурки, который спасал её от многочисленных пожаров. В 1926 году советский историк Фёдор Людвигович Эрнст, Н.Е. Макаренко и украинский этнограф Даниил Михайлович Щербаковский (укр. Данило Михайлович Щербаківський) приняли решение снять фреску со стены собора и перенести в музей. Это сделал российский и советский живописец-реставратор Дмитрий Иосифович Киплик. Работу выполнили очень удачно, руководство музея в благодарственном письме написало: «При снятии фрески Вы избежали каких-либо повреждений: снятие фрески со слоем штукатурки не дало никаких трещин, которые могли естественно случиться; не произошло никаких нарушений краски» (Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI – XVII вв. – Москва: Всесоюзная академия архитектуры, 1936. – Т. 1. – С. 242).

Н.Е. Макаренко (справа), директор Краевого исторического музея в Чернигове Марк Григорьевич Вайнштейн (слева) и фреска «Святая Фёкла», снятая со стены собора. Фото 1927 года. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Saint_Thecla.jpg

Фреска «Святая Фёкла», XI век. Копия. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Поражало высокое качество изображения фрески. В трактовке образа святой многое унаследовано из классического искусства древнего Рима: фигура изображена фронтально; черты лица строги и гармоничны, представлены мягко, с живописной, а не графической трактовкой; общий колорит фрески тёплый красно-охристый. Такая художественная манера исполнения существенно отличает это произведение от одновременно с ним исполненных фресок Софийского собора в Киеве. Это показывает, что мастера живописи были не только в Киеве, существовали региональные художественные школы и мастерские.

В Краевом историческом музее (укр. Крайовий історичний музей) в Чернигове фреска экспонировалась до войны 1941 года. Во время войны большая часть экспонатов музея сгорела, среди них и знаменитая фреска с изображением св. Фёклы. Осталась очень тщательно выполненная точная копия фрески, сделанная в 1934 году российской художницей Евгенией Константиновной Эвенбах. В настоящее время копия хранится в Национальном заповеднике «София Киевская» (укр. Національний заповідник «Софія Київська»).

Кроме остатков фресок, на уровне хоров открыто несколько десятков рисунковкресты, фигуры людей и тому подобное, сделанных на поверхности штукатурки древнерусского времени красками красного и чёрного цветов. Рисунки сосредоточены на гранях юго-западного столба второго яруса южной аркады, 7-8 метров от нынешнего пола.

Стрелкой указано расположение рисунков. Источник – страница Facebook: Алёна Черненко. Фото без изменений

Это преимущественно изображения крестов различных типов и фигур святых.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Кресты различных типов. Рисунок на втором ярусе южной аркады. Фото 2014 года. Источник https://www.academia.edu/45142122/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%90%D0%9C%D0%98_%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%98_%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%90_%D0%94%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AF_%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%86%D0%93%D0%86%D0%92%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9F%D0%90%D0%A1%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%A3_%D0%B7%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8_1923_%D1%82%D0%B0_2012_2014_%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%96%D0%B2_Chernenko_O_Following_Mykola_Makarenko_research_of_Transfi_guration_Cathedralin_Chernihiv_by_materials_of_1923_and_2012_2014_researche?email_work_card=title. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фигура святого. Рисунок на втором ярусе южной аркады. Фото 2014 года. Источник – https://www.academia.edu/45142122/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%90%D0%9C%D0%98_%D0%9C%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%98_%D0%9C%D0%90%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%90_%D0%94%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%86%D0%94%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AF_%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%86%D0%93%D0%86%D0%92%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9F%D0%90%D0%A1%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%AC%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%A3_%D0%B7%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8_1923_%D1%82%D0%B0_2012_2014_%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%96%D0%B2_Chernenko_O_Following_Mykola_Makarenko_research_of_Transfi_guration_Cathedralin_Chernihiv_by_materials_of_1923_and_2012_2014_researche?email_work_card=title. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фигура святого. Рисунок на втором ярусе южной аркады. Фото 2014 года. Источник – Черненко О.Є., Новик Т.Г. Звіт про наукові археологічні дослідження Спасо-Преображенського собору в Чернігові // Науковий архів ІА НАНУ. Фонд експедицій (б/н). – С. 98. – Рис. 92. file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%E2%80%99%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%97%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%20%D0%9F%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9B%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B6%D1%8F%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8%20%D0%A5%D0%86%E2%80%93%D0%A5%D0%86%D0%86%D0%86%20%D1%81%D1%82.pdf. Фото без изменений

.

Открыл эти изображения в 1923 году Н.Е. Макаренко. Однако впоследствии учёные о них почти забыли, поскольку они находятся на малодоступной высоте. Авторы рисовали их с хоров, а когда после пожара 1750 года хоры разобрали, добраться до второго яруса южной аркады собора стало возможным только по специально установленным строительным лесам.    

В 1996 году о рисунках в соборе вскользь упомянул украинский художник-реставратор Валентин Полищук (укр. Валентин Поліщук), который реставрировал монументальную живопись храма.

По мнению советского и российского художника-реставратора Владимира Дмитриевича Сарабьянова (умер в 2015 году) фресковой декорации на этих плоскостях в древнерусское время, вероятнее всего, не было. Следует отметить, что подобные рисунки красками, отличные от традиционной храмовой живописи по технике и стилистике, известны и в других храмах Древней Руси, например, в Соборе Рождества Богоматери Антониева монастыря в Великом Новгороде (Российская Федерация), в Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря (город Полоцк (белор. По́лацк) в Витебской области, Беларусь). Такие изображения появились не ранее XII века и локализовались на лестнице, ведущей на хоры, или на самих хорах. Они разнообразны по сюжетам и темам, что усложняет их интерпретацию.

В.Д. Сарабьянов объяснял появление таких рисунков постепенным переосмыслением второго яруса древнерусских храмов как места молитвенного уединения, подобного подвигу столпника. В таком случае рисунки на хорах Спасского храма могли служить молитвенными образами. В то же время не исключена связь изображений с более утилитарным назначением помещений второго яруса храма – например, с функционированием здесь скриптория.

Имеющиеся в литературе сведения о рисунках, в 2010 году обобщил Юрий Александрович Коренюк (укр. Юрій Олександрович  Коренюк), который также отметил, что «обнаружение, каталогизация и графическая фиксация всех таких изображений является неотложной научной необходимостью, какую следует решать как можно скорее, поскольку именно такие рисунки могут подвергаться наибольшему разрушению и совсем исчезнуть в результате ремонтов интерьера».

В 2014 году исследовательские работы в храме включали фиксацию упомянутых изображений. Было определено, что все они нанесены на вылощенную, местами блестящую, желтоватую, с красным оттенком поверхность штукатурки под фресковую живопись древнерусского времени. Ещё Н.Е. Макаренко, а затем и Ю.А. Коренюк отмечали специфические свойства древнерусской штукатурки данного храма. Эти свойства обусловлены минеральным наполнителем, который встречается на отдельных фресковых вставках в киевском Софийском соборе.

Также в Спасском соборе обнаружено несколько десятков граффити ХІІХVІІ вв. В 1988 году о граффити на хорах собора вскользь упомянул украинский архитектор, искусствовед и краевед Андрей Антонович Карнабед (укр. Андрій Антонович Карнабіда).

На хорах Спасского храма сохранились резные шиферные (пирофиллитовые) плиты парапета (ограждения) бывших боковых хоров древнерусского времени. Они украшены чудесными орнаментами.

D:\князья Черниговские\2) Захоронения в Чернигове\2) Церковь св. Спаса\36) Е 2020.jpg

Резные шиферные плиты парапета хоров. Фото 21 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Резная шиферная плита ограждения хоров. XI век. Источник – Безсонова С.В. История русской архитектуры, под редакцией Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. – 1951. https://kannelura.ru/?p=1297. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Резная шиферная плита ограждения хоров. XI век. Источник – Безсонова С.В. История русской архитектуры, под редакцией Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. – 1951. https://kannelura.ru/?p=1297. Фото без изменений

.

Резной бордюр, найденный в 1969 году в подкупольном пространстве Спасского собора, был оставлен открытым в смотровом зондаже. После передачи собора в 1990 году в пользование Черниговскому епархиальному управлению Украинской православной церкви, зондаж был залит бетоном. Во время археологических исследований 2013 года плиты бордюра удалось разыскать в техническом помещении под северным тамбуром храма. Учитывая позицию представителей епархиального управления по использованию переданного в их пользование храма, после фотофиксации плиты оставили в соборе, в помещении северного тамбура.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Мраморный бордюр с древнерусским граффито в ремонтной

кладке из кирпича-пальчатки XVII века. Зондаж в юго-западной колонне. Фото 2014 года. Источник – file:///C:/Users/Acer/Downloads/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D1%96%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B8%20.pdf. Фото без изменений

.

Спасский храм сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным. Чудом сохранилась архитектурная конструкция храма, но пожары, разрушения, ремонты и перестройки, всё же изменили его внешний и внутренний первоначальный вид.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА отключены